Перейти к основному контенту
Технологии и медиа⁠,
0

Рекламный рынок перестал расти с октября 2014 года

Расходы на рекламу перестали расти уже в четвертом квартале 2014 года, свидетельствуют данные Ассоциации коммуникационных агентств России. В этом году падение только усилится
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

Прогноз сбылся

В 2014 году общие расходы на рекламу выросли на 4%, до 340,1 млрд руб. без НДС, объявила в четверг, 26 февраля, Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР). Из ее данных следует, что по итогам всего прошлого года отрицательную динамику продемонстрировали такие медиасегменты, как пресса (снижение рекламных доходов на 11%, до 33 млрд руб.), баннерная интернет-реклама (минус 5%, до 19,1 млрд руб.), так называемая indoor-реклама (реклама внутри торговых и бизнес-центров, внутри аэропортов и железнодорожных вокзалов и т.п.; минус 6%, до 4,1 млрд руб.) и реклама внутри кинотеатров (минус 20%, до 1 млрд руб.).

Если сопоставить оценки АКАР за весь 2014 год и первые его девять месяцев, то получится, что в октябре–декабре рост показывал только один сегмент – контекстная реклама. Эти доходы интернет-площадок в четвертом квартале выросли, по версии АКАР, минимум на 19%, до 18,9–20,4 млрд руб. «Яндекс», крупнейший игрок в сегменте контекстной интернет-рекламы, в октябре–декабре увеличил выручку от нее на 22%, до 13,2 млрд руб.

Рекламные доходы всех остальных медиа в четвертом квартале упали, следует из данных АКАР. На ТВ это падение составило 2%, до 47,2–47,7 млрд руб., на радио – уже минимум 5%, до 5,1–5,3 млрд руб., в наружной рекламе – 8%, до 8,2–8,4 млрд руб.

О том, что во втором полугодии 2014 года расходы на рекламу перестанут расти, агентство ZenithOptimedia предупреждало еще в минувшем сентябре. Из его прогноза следовало в том числе, что однозначно снизятся затраты на телерекламу, а на радио в лучшем случае будет символический рост на 1%.

«Многие рекламодатели из-за непонимания ситуации – что будет дальше – просто проявили осторожность и придержали бюджеты, – объяснял в недавнем интервью РБК президент рекламной группы Dentsu Aegis Network Russia Олег Поляков. – Это наиболее наглядно проявилось в конце третьего – начале четвертого квартала, когда с лета все вернулись».

Пустой январь

В этом году неопределенность у рекламодателей сохранилась, констатирует Поляков. Управляющая в России четырьмя медиаагентствами Group M еще в начале декабря предполагала, что в 2015 году рекламные доходы телеканалов снизятся на 7%, радиостанций – на 12%, владельцев уличных конструкций – на 18%, издателей – на 19%. Доходы интернет-площадок от баннерной рекламы, по версии Group M, должны были упасть на 10%, но вырасти на 8% – от контекстной. Но резкая девальвация рубля в середине декабря сделала этот прогноз уже неактуальным.

Сейчас любой прогноз на весь год будет «тыканьем пальцем в небо», категоричен директор по маркетинговым исследованиям аналитического центра группы «Видео Интернешнл» (Vi) Сергей Веселов. «В своем подходе к планированию компании разделились на две примерно одинаковые группы, – рассказывал в интервью РБК Поляков. – Одни по-прежнему живут в рамках годового цикла, у других планирование сейчас происходит либо пофлайтно [от flight, рекламная кампания], либо помесячно, либо поквартально. И как мы будем заканчивать год, сейчас, в конце февраля, ответа ни у кого нет».

В январе объем рекламы на ТВ в натуральном выражении снизился на 24%, свидетельствуют на основе телеизмерений TNS подсчеты входящей в рекламную группу Vivaki Russia консалтинговой компании Media Logics. При этом расценки на телерекламу могли в этом году снизиться по сравнению с прошлым до 25% в зависимости от рекламодателя, рассказывал РБК руководитель одной из рекламных групп. Группа Vi, крупнейший в стране продавец телерекламы, в январе предупредила своих клиентов, что в первом квартале общие расходы на телерекламу снизятся на 25–30%, говорили РБК топ-менеджеры двух федеральных телеканалов. Представитель самой Vi Елизавета Свиридова, впрочем, эту оценку не подтверждала.

Затраты на столичную и сетевую радиорекламу (когда ролик выходит во всех городах вещания станции) в минувшем январе упали сразу на 40%, констатировала Российская академия радио. Расходы на региональную рекламу снизились чуть меньше, примерно на 25%, утверждает один из радиовещателей.

В наружной рекламе в январе падение доходов в Петербурге (практически у всех конструкций закончились сроки разрешений на их эксплуатацию) составило около 30%, в Москве – 20%, в регионах – 10%, отмечает гендиректор исследовательской компании «ЭСПАР-Аналитик» Андрей Березкин.

В прессе за первый месяц этого года рекламные доходы упали на 30%, говорит заместитель гендиректора ИД «Комсомольская правда» Владислав Гемст. Гильдия издателей периодической печати в минувшем январе не исключала, что по итогам всего года рекламная выручка издателей снизится на 50%.

Затраты на традиционную баннерную рекламу в начале 2015 года снизились на 20%, отмечает сотрудник интернет-компании. Mail.ru Group, отчитываясь в четверг, 26 февраля, по итогам 2014 года, заявила, что не ожидает увеличения спроса на баннерную интернет-рекламу по сравнению с прошлым годом. «Яндекс», которому контекстная интернет-реклама в прошлом году обеспечила почти 92% доходов, рассчитывает на рост выручки в первом квартале на 15%.

Режут зарплаты

Медиакомпании уже приступили к сокращению издержек. К примеру, руководство федеральных телеканалов еще в январе известило продюсерские студии о необходимости уменьшить производственные бюджеты примерно на четверть. Сокращение персонала или снижение зарплат уже затронуло Rambler & Co, издательские дома «Ньюс Медиа» и «Коммерсантъ», агентство ТАСС.

ИД «Пронто-Москва» отказался с марта выпускать в Москве печатную версию «Из рук в руки», производство которой в столице было убыточным. С закрытием газеты в Москве придется сократить около 90 сотрудников, или около 20% персонала в столице, уточнял РБК гендиректор ИД «Пронто-Москва» Николас Дадиани.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 5 декабря
EUR ЦБ: 89,9 (-0,69)
Инвестиции, 16:41
Курс доллара на 5 декабря
USD ЦБ: 76,97 (-0,99)
Инвестиции, 16:41
Йоханнес Клебо одержал 100-ю победу на этапах Кубка мира Спорт, 17:23
На автозаводе объяснили, какие «Москвич 5» появились в Нижнем Новгороде Авто, 17:23
Макрон опроверг, что предупредил Зеленского о предательстве США Политика, 17:17
Много света: где найти квартиру с окнами в пол РБК и ПИК, 17:15
Рената Латыпова, основатель бренда украшений Baggira Стиль, 17:13
Швецов спрогнозировал двузначную ключевую ставку на несколько лет Инвестиции, 17:13
FT включила Маргариту Симоньян в список влиятельнейших людей года Политика, 17:06
Курс Мини-MBA: рост для лидеров
Старт потока 8 декабря
Присоединиться
«Галс-Девелопмент» провел публичную дискуссию на тему «Дом как судьба» Пресс-релиз, 17:05
Путин начал встречу с президентом Индии Политика, 17:04
ГАИ опровергла планы ужесточить регистрацию авто с большим пробегом Общество, 17:01
Биткоин-ETF BlackRock потерял $2,7 млрд из-за рекордного оттока средств Крипто, 16:58
Расслабленная жизнь как на курорте: каким будет квартал Dream Riva РБК и Dream Riva, 16:55
Макрон признал, что ЕС не принудит Россию к переговорам с ним по Украине Политика, 16:50
Золотые резервы России впервые превысили $300 млрд Экономика, 16:50