Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Что на самом деле делает добавленное в кофе молоко. Тест РБК и Coffesso, 23:30
Россияне в пандемию стали покупать больше часов и машин. Инфографика Экономика, 23:00
В Минске предупредили об ответных мерах на санкции Запада Политика, 22:58
Художник Сафронов назвал Рудинштейна «человеком-праздником» Общество, 22:53
Шестое топливо: как строят теплые дома в регионе Баренцева моря Совместный проект, 22:45
Неоправданный риск: как принимать верные инвестиционные решения РБК и СберПервый, 22:15
Путин назвал негуманным применение Польшей пестицидов против мигрантов Политика, 22:09
Последствия извержения вулкана на острове Ява. Фотогалерея Общество, 22:07 
«Облезлая красавица»: что говорят лондонцы о елке в центре города Общество, 22:00
Мазепин сошел с Гран-при «Формулы-1» в Саудовской Аравии после аварии Спорт, 21:59
MacBook в лизинг: почему не нужно тратить время на починку ноутбуков РБК и OCS Distribution, 21:56
Сборная России впервые за 15 лет выиграла Кубок Дэвиса Спорт, 21:44
Путин пообещал исполнить мечты трех детей с акции «Елка желаний» Общество, 21:32
Правозащитники возобновят покамерный обход арестантов в московских СИЗО Общество, 21:19
Технологии и медиа ,  

Менее 1% блогеров Рунета оказались зарегистрированными как ИП

Подавляющее большинство блогеров сотрудничают с рекламодателями как физические лица, лишь 3% оформлены как ИП и самозанятые. Агентства уверяют, что постепенно отказываются от работы с «физиками»
Фото: Andrew Chin / Getty Images
Фото: Andrew Chin / Getty Images

Solar Staff, сервис для автоматизации работы с фрилансерами и блогерами, представил РБК результаты своего анализа, как связаны налоговый статус блогера и их уровень дохода.

97%, чьи доходы были проанализированы, сотрудничают с рекламодателями и их представителями как физические лица. Как самозанятые работают менее 2% владельцев востребованных аккаунтов в социальных медиа, оформлены как ИП вовсе меньше 1%. При этом средний чек блогеров за одну рекламную интеграцию существенно различается в зависимости от налогового статуса, обращают внимание авторы исследования. Услуги инфлюенсера со статусом ИП обойдутся в среднем в 109,3 тыс. руб., самозанятого — 20,2 тыс. руб., физического лица — 8,6 тыс. руб.

Как считали

Исследование основано на выборке в 21 тыс. блогеров из крупных городов России, Украины, Белоруссии и Казахстана. Выборка собрана из внутренних источников — обезличенной базы выплат крупнейших клиентов Solar Staff, среди которых, в частности, интернет-магазин Ozon, сервис поиска специалистов Profi.ru, онлайн-школа по изучению английского SkyEng, агентство киберспортивного маркетинга Winstrike, коммуникационное агентство PRT. Всего в исследовании были задействованы 30 компаний: владельцы брендов, агентства, платформы. Во внимание были приняты такие показатели, как количество задач, которое выполнил каждый блогер, его налоговый статус, размер вознаграждения. Исследуемый период: январь 2020 года — сентябрь 2021 года.

Несмотря на малую долю ИП среди блогеров, размер их налоговых отчислений составляет 26,6%, или 323 млн руб. У самозанятых это почти 5,7%, или 69 млн руб., у физических лиц — 67,7%, или 824 млн руб. Это обусловлено как раз тем, что вознаграждение ИП в среднем на порядки выше, чем у «физиков».

Аналитики назвали среднюю стоимость рекламных постов в Instagram
Технологии и медиа
Фото:Михаил Голенков / РИА Новости

Кто оформлен как ИП

Низкая доля блогеров со статусом ИП связана с тем, что для большинства пользователей ведение аккаунта в соцсетях остается хобби или подработкой, указывает основатель и исполнительный директор Solar Staff Павел Шинкаренко. По его словам, ИП, как правило, оформляют те, для кого блог становится уже основным бизнесом.

Филипп Шайжанов, гендиректор компании Yoloco, анализирующей аккаунты в социальных сетях с помощью искусственного интеллекта, подтверждает: порядка 89% блогеров могут не иметь никакого юридического статуса, а 11% являются самозанятыми или выступают как ИП. Большинство блогеров, у которых больше 100 тыс. подписчиков, юридический статус имеют, добавляет Шайжанов.

«Средний чек работающего как ИП блогера в разы выше, это верно, так как в основном большие такие лидеры мнений работают вбелую», — признает Шайжанов. По его наблюдению, для «честных агентств» правовой статус клиентов крайне важен, так как у таких компаний нет наличных, чтобы заплатить блогеру на карту: «Каждую трату нужно подтвердить юридически договором». Впрочем, и среди топовых блогеров встречаются случаи работы по серой схеме, добавляет собеседник РБК.

Все крупные агентства сотрудничают только с ИП, утверждает гендиректор Единого агентства блогеров Владимир Алексеев, отмечая, что в среднем ценник ИП за рекламу выше на 10–20%. Однако схема, по которой некоторые агентства отдают блогеру деньги «в конверте», по словам Алексеева, действительно по-прежнему существует: «Многие не оформляют ИП, потому что это все-таки люди творческие, они не хотят связываться с бухгалтерией, с ведением отчетов. Кроме того, существуют заказчики рекламы, в основном маленькие компании, которым легче перекинуть деньги на карту. Такие клиенты даже при сотрудничестве с ИП будут пытаться договориться на черную оплату».

С тем, что крупные блогеры уже стали ИП или в редких случаях работают как самозанятые, согласен и основатель рекламного агентства по работе с блогерами и селебрити Players Team Василий Ящук. Инфлюенсеры, которые оказывают услуги продакшена, даже создают собственные ООО. При этом факт влияния налогового статуса на заработок Ящук оспорил: главными ценообразующими факторами являются охват и общая медийность. Юридическая форма влияет только на удобство работы.

Российские блогеры опередили газеты и журналы по рекламным доходам
Технологии и медиа
Фото:Владислав Шатило / РБК

Какой налоговый статус лучше

Оформление ИП для микроблогера с охватом до 20 тыс. подписчиков, как утверждает исполнительный директор и основатель агентства influencer-маркетинга Hype Agency Григорий Зорин, бессмысленно, поскольку оно влечет за собой налоговые расходы, необходимость ведения бухгалтерии и обслуживание счетов. При этом рекламу такой блогер будет размещать лишь один-два раза в месяц. Самозанятые, как правило, получают заказы чаще, три—семь раз в месяц, однако из-за сравнительно невысокой стоимости они укладываются в ежегодный налоговый лимит в 2,4 млн руб. Заработок больше 100 тыс. руб., по словам Зорина, встречается только у профессиональных блогеров, для них ИП — единственная правильная форма ведения деятельности с точки зрения налогообложения.

Самозанятые — это cпециальный налоговый режим, который не подразумевает выплату страховых взносов и сдачу отчетов.

Формально такой налоговый режим называется «Налог на профессиональную деятельность». В его рамках самозанятые могут пользоваться льготными условиями, уплачивая вместо 13% НДФЛ налог по ставке 4% при работе с физлицами и 6% — при работе с ИП и юрлицами. Однако для них установлен лимит ежегодного дохода — 2,4 млн руб.

Как 2,5 млн самозанятых «вышли из тени». Инфографика
Общество

Формат, при котором владелец аккаунта работает как физическое лицо, абсолютно законен как для самого блогера, так и для сотрудничающих с ним агентств и рекламодателей, напоминает исполнительный директор юридического бюро «Падва и Эпштейн» Антон Бабенко. В этом случае уплачивается обычный налог на доход физического лица в размере 13%.

Однако заказчикам и агентствам, особенно выделяющим на кампании шестизначные суммы, с физлицами работать экономически невыгодно, указывает Бабенко. Это накладывает на них дополнительную финансовую нагрузку по уплате взносов в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования. Совокупно эти взносы могут составить порядка 30%, поэтому обычно их сразу вычитают из суммы вознаграждения, а значит, и гонорар за рекламу будет меньше. Неудобен такой вариант и для самих блогеров, поскольку ставка налогообложения для физлиц в два раза выше, чем для самозанятых или для работающих по упрощенной системе налогообложения ИП (6%).

«Мы всем рекомендуем регистрироваться как самозанятые или ИП, — настаивает Григорий Зорин. — Работа с физлицами очень удорожает процесс: половина денег будет уходить на налоги. Для крупных агентств такие партнеры — это больше проблема, нежели заработок. Большие заказчики вообще не заинтересованы в размещении рекламы у микроблогеров».

Денежный декабрь

Более половины всего годового дохода блогеров от рекламы приходится на сентябрь—декабрь, следует из подсчетов Solar Staff. Причем в декабре лидеры мнений получают в 2,7 раза больше, чем в среднем за год: 126 млн всем размещающим в своих аккаунтах рекламу против 45,6 млн руб., исходя из произведенных сервисом выплат. Месяц с самым низким размером общего вознаграждения — январь, всего 11 млн руб.

Декабрь — месяц, когда бренды тратят остатки рекламных бюджетов, которые накопились за год, объясняет основатель Solar Staff Павел Шинкаренко. Он напоминает, что осенью проводятся главные акции и распродажи — например, ноябрьская «черная пятница». Это идеальное время, чтобы показать свои продукты и проекты. Для этого в том числе активно используются интеграции у инфлюенсеров.