Перейти к основному контенту
Технологии и медиа ,  
0 

Tele2 пожаловалась на рекламу МТС и «МегаФона»

ФАС подозревает, что абонентам МТС и «МегаФона» приходится платить за звонки и интернет-трафик, рекламирующиеся как бесплатные. Дела возбуждены по заявлению Tele2, на рекламу которой конкуренты пожаловались прежде
Фото: Lori
Фото: Lori

​​Слишком мелко

Рекламные ролики мобильных операторов вводят потребителей в заблуждение и нарушают закон «О рекламе», считают специалисты Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Как стало известно РБК, 12 мая по жалобе «Т2 Мобайл» (бренд Tele2) служба возбудила два дела — против МТС и «МегаФона», № 3-5-11/00-08-15 и № 3-5-12/00-08-15 соответственно (копии постановлений есть в распоряжении редакции). Суть претензий в обоих случаях одна и та же: «выпячивание» достоинств и скрытые (мелкий, нечитаемый шрифт) дополнительные условия, которые противоречат рекламному посылу.

Дело в отношении «МегаФона» касается рекламы тарифа «Переходи на ноль», появившейся в эфире телеканалов в феврале 2015 года. 30-секундный ролик показывает домашнего кота, который безуспешно пытается привлечь к себе внимание людей, но все увлечены разговорами по мобильным телефонам. Реклама предлагает «переходить на ноль» и обещает «бесплатные звонки внутри сети». Крупным шрифтом приводится информация: «Звони на «МегаФон» бесплатно. 0 руб./мин». В рекламе есть также два дисклеймера по четыре секунды каждый, которые сообщают о дополнительных условиях.

На самом деле бесплатными являются звонки внутри сети лишь в пределах определенного количества минут в сутки. Например, в столичном регионе это 20 минут, а с 21-й минуты стоимость разговора составляет 1,5 руб./мин. Дополнительная информация приведена мелким шрифтом белого цвета: специалисты ФАС считают, что за четыре секунды показа воспринять ее невозможно. «Содержание указанных дисклеймеров трудно воспринять даже при остановке кадра», — отмечается в постановлении ведомства.

Примерно та же история с рекламой тарифной опции «МТС Планшет Mini». Ролик обещает 500 Мб трафика в месяц бесплатно, дополнительные условия использования опции приведены также мелким белым шрифтом и демонстрируются не более пяти секунд. При этом рекламируемая опция действует только на одном из тарифов оператора, стоимость подключения — 30 руб. Но главное: абонент не получает 500 Мб бесплатного трафика в месяц сразу, а только порциями по 17 Мб в день. Не о​знакомившись с дополнительными условиями, этот лимит можно превысить, что приведет к непредвиденным тратам.

Требования о полном информировании потребителя в этих рекламных посланиях выполнены формально, посчитали в ФАС. Существенная информация о дополнительных условиях нечитаема, что «не позволяет потребителю воспринимать данные сведения и не может рассматриваться как их наличие», указано в документах. Таким образом, по мнению ведомства, потребители вводятся в заблуждение, а в рекламе усматриваются признаки нарушения ч.7 ст.5 закона «О рекламе». ФАС постановила возбудить дела и назначить их рассмотрение на 22 июня 2015 года.

Согласно Кодексу об административных нарушениях в случае признания ответчиков виновными им может грозить штраф от 100 до 500 тыс. руб., сообщила РБК представитель ФАС Анна Орлова. МТС и «МегаФону» могут запретить использование рекламных роликов в текущем виде, а могут и наложить штраф на руководителей операторов (в размере 4–20 тыс. руб.), добавил партнер юридической компании Sirota & Partners Артем Сирота.

По словам Орловой, на федеральном уровне подобные разбирательства возникают нечасто. «Отдельно статистики не ведем. В прошлом году похожих дел, по мобильным операторам, было четыре», — отметила она.

Программа развития РБК Pro Освойте 52 навыка за год
Программа развития — удобный инструмент непрерывного обучения новым навыкам для успешной карьеры

Tele2 пожаловалась на рекламу МТС и «МегаФона»

Иск за иск

Tele2 действительно обратилась в ФАС с жалобами на рекламу МТС и «МегаФона», подтвердил РБК представитель компании Константин Прокшин. «Обычно мы не практикуем такие жалобы, но в данном случае считаем необходимым отстоять свою позицию», — пояснил он. По его словам, обращение к регулятору стало ответом на действия конкурентов.

В январе «большая тройка» сотовых операторов обратилась в региональные управления ФАС с жалобами на «Т2 РТК Холдинг» (одна из структур Tele2): МТС — в нижегородское управление, «МегаФон» — также в нижегородское и в управление по Еврейской автономной области, «ВымпелКом» — в Курское и Калининградское. Операторы посчитали некорректной рекламную акцию «Сезон охоты», в рамках которой Tele2 предлагала пользователям выявлять «нечестных» операторов: любой желающий мог на сайте пожаловаться на свою сотовую компанию и поменять оператора на «честного». Борцы за мобильную «честность» получали от Tele2 бонусы.

Также конкуренты Tele2 пожаловались на рекламу тарифного плана «Оранжевый» — утверждали, что она является «ненадлежащей, недостоверной и недобросовестной». В частности, истцам не понравился слоган: «Звездочки — трюк афериста. А с этим тарифом все чисто». Представители «ВымпелКома» утверждали, что Tele2 в своем рекламном послании противопоставляет свои услуги услугам других операторов, которые используют сноски, то есть звездочки, для сообщения дополнительной информации.

Позднее часть дел была передана на рассмотрение в управление по Санкт-Петербургу, уточнил Прокшин, а разбирательство вокруг «Сезона охоты» продолжается в центральном аппарате ФАС.

В отдельных регионах удалось отбиться, утверждает он: например, в Нижегородской области ФАС отказала в возбуждении административного производства, а в Петербурге не признала рекламу Tele2 нарушающей законодательство.

«В ответ мы подали жалобу на рекламу конкурентов, выступая как раз против тех вещей, которые мы никогда не используем, — против мелкого шрифта в рекламе и дополнительных скрытых условий», — пояснил представитель Tele2.

Ситуация, при которой оператор запускает сервис по сбору жалоб на конкурентов, абсурдна и вызывает вопросы с точки зрения не только законодательства, но и бизнес-этики, заявил представитель МТС Дмитрий Солодовников. По его словам, рекламную кампанию по «МТС Планшет Mini» оператор прекратил еще в феврале. ​Сама МТС себя виновной не признает, подчеркнул он: «Компания строго придерживается требований законодательства».

В «МегаФоне» РБК заявили, что комментировать решение ФАС пока не готовы. «Мы не получили определение ФАС и не видели его мотивировочную часть», — пояснила представитель компании Алия Бекетова.

Спорная реклама

Чья Мадонна

МТС и «ВымпелКом» поссорились из-за певицы Мадонны, давшей концерт в Москве в сентябре 2006 года. Абонентам МТС было предложено участвовать в викторине «Мадонна в Москве» — позвонить на 4-значный номер и ответить на вопросы ведущего; в течение примерно двух недель ежедневно разыгрывалось по два билета в танцевальный партер. При этом именно «ВымпелКом» был генеральным спонсором российского концерта Мадонны в рамках мирового тура Confessions — он использовал это в рекламной кампании под слоганом «Прорвись на концерт Мадонны». «ВымпелКом» грозил конкуренту судом, но юристы считали, что распространение билетов не нарушает прав спонсора.

Лазером по логотипу

Отмечая начало работы в Краснодаре в ноябре 2008 года, Tele2 устроил в городе настоящее лазерное шоу: логотип оператора с помощью лазера проецировался в том числе на рекламный брандмауэр (настенный щит больших размеров) «ВымпелКома». Это возмутило конкурента: жалобы были направлены и в управление ФАС, и в Арбитражный суд Краснодарского края. «Действительно, жители Краснодара на празднике Tele2 в этом городе могли видеть лазерную надпись Tele2 на различных поверхностях», — говорилось в ответе компании, не признававшей вину.

По следам Аристотеля

«МегаФон» в апреле 2015 года запустил новую рекламную кампанию со слоганом «По-настоящему рядом»: в одном из роликов поссорившихся молодых людей примиряет трогательное MMS-сообщение. Тогда же выяснилось, что ролик с очень похожим сюжетом в 2010-м рекламировал услуги МТС: представитель компании подчеркнул, что «сходство очевидно даже неподготовленному зрителю». «Людям свойственно спорить о том, кто был первым. До сих пор не прекращаются споры о том, кого считать изобретателем радио, макарон, футбола, виски… Первым высказал мысль о том, что «От любви до ненависти один шаг» Аристотель в IV веке до нашей эры», — объяснил «МегаФон».

Рекламный вирус

Вероятность, что ФАС удовлетворит жалобу Tele2, очень велика, считает старший юрист адвокатского бюро «А2. Адвокаты» Мария Понаморева. «Да, в тексте закона «О рекламе» не установлен размер шрифта, которым должен быть напечатан текст, но это и не говорит о том, что текст может быть любым», — отметила она. Указание в рекламе информации мелким шрифтом, затруднительным для прочтения, свидетельствует об отсутствии части существенной информации о рекламируемом товаре, добавила она.

Исходя из судебной практики по аналогичным делам, формального указания информации в рекламе недостаточно, чтобы соблюсти указанную норму, согласен с ней Сирота. «Если текст написан мелким шрифтом и его невозможно воспринять, то такая информация считается отсутствующей и потребители могут быть введены в заблуждение. В указанном случае информация об условиях приобретения и использования тарифа является существенной. Поэтому риск признания нарушения высок», — считает он.

Делят рынок

Конкуренция между Tele2 и «большой тройкой» резко обострилась в прошлом году, после того как оператор объявил о намерении начать работу в Москве в 2015-м. Как сообщал РБК, Tele2 уже начала тестирование своей сети в столице, а Россвязь выделила компании 7,5 млн номеров в коде 977 для работы в новом регионе. Сеть продаж Tele2 может стать одной из самых крупных в Москве: к концу этого года компания планирует реализовывать свои контракты примерно через 10 тыс. точек. Представители оператора заявляли, что в столице Tele2 также планирует оставаться дискаунтером.

«У нас выход Tele2 в Москву особых эмоций не вызывает — мы работаем рядом с Tele2 и с мобильными «дочками» «Ростелекома» по всей стране и ничего нового или особенно сложного для себя не ждем», — говорил в интервью РБК гендиректор «МегаФона» Иван Таврин. «У них будут тяжелые времена. У «большой тройки» тоже, конечно. Но получить в Москве 10% абонентской базы, которые им пророчат, будет очень сложно. Построить на базе 3G хорошую сеть — невероятно сложная задача», — соглашался глава «ВымпелКома» Михаил Слободин.

Сейчас Tele2 работает в более чем 60 регионах России: «Ростелеком» передал в СП с оператором все свои сотовые активы. ВТБ и группе инвесторов, включая банк «Россия» и структуры предпринимателя Алексея Мордашова, в компании «Т2 РТК Холдинг» принадлежит 55%, «Ростелекому» — 45%.

По данным компании Advanced Communications & Media, в 2014 году лидером по числу абонентов в России стала МТС (74,56 млн, 31% рынка). За ней следовали «МегаФон» (29%), «ВымпелКом» (24%) и Tele2 (15%). Услугами прочих операторов пользуются лишь 1% российских абонентов мобильной связи.


Убытки Tele2

21 мая «Ростелеком» отчитался за I квартал 2015 года. В графе «учитываемые доходы от долевого участия» значится убыток в 870 млн руб. Именно в ней учитываются результаты деятельности оператора Tele2. Директор департамента по связям с инвесторами «Ростелекома» Екатерина Устинова уточнила, что в 870 млн руб. потерь включены показатели и других дочерних компаний (их 25), но большая их часть пришлась именно на Tele2.

Представитель Tele2 Константин Прокшин заявил, что убыток плановый: оператор активно инвестирует в развитие, строит сети, запускает новые регионы и готовится к выходу в Москву. На результатах сказались и курсовые колебания. «В целом по году мы ожидаем рост соотношения CAPEX к выручке вплоть до 40% в связи с активным строительством сетей в Москве и регионах», — добавил Прокшин.

По итогам 2014 года выручка Tele2 увеличилась в годовом исчислении на 33,3%, до 87,4 млрд руб. Абонентская база выросла на 47,8%, до 35,1 млн абонентов. Оператор зафиксировал более чем двукратный рост капитальных вложений (плюс 126%), что привело к падению маржи (минус 8,4% по показателю рентабельность по EBITDA) и снижению свободного денежного потока на 79% — с 16,3 млрд до 3,3 млрд руб.


Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Связь"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 29 марта
EUR ЦБ: 99,71 (-0,56)
Инвестиции, 28 мар, 16:51
Курс доллара на 29 марта
USD ЦБ: 92,26 (-0,33)
Инвестиции, 28 мар, 16:51
Зеленский рассказал, сколько нужно Patriot для защиты промышленности Политика, 02:07
Захарова ответила поговоркой на сравнение чиновников с продавцами навоза Политика, 01:56
В Днепре и Черкассах прогремели взрывы Политика, 01:34
Лавров назвал пиаром заявления Макрона об отправке войск на Украину Политика, 01:26
Генштаб отправил в запас достигших 27-летия до 2024 года призывников Политика, 00:56
Пассажир впал в кому во время суточной задержки рейса из Таиланда Общество, 00:39
Генштаб пообещал не привлекать срочников весеннего призыва к спецоперации Политика, 00:35
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
Власти Казахстана призвали сограждан покинуть Одессу и Харьков Политика, 00:16
Одержит ли «Спартак» первую победу в этом году в РПЛ. Интриги тура Спорт, 00:00
Верховный суд обязал ВТБ заплатить НДС за лицензии на Microsoft Технологии и медиа, 00:00
Минпросвещения дало советы тем, чьих детей призывают к терроризму Общество, 28 мар, 23:58
Какими будут обои и ламинат: где можно увидеть ремонт будущей квартиры РБК и ПИК, 28 мар, 23:33
В Киевской области прогремели взрывы Политика, 28 мар, 23:31
Зеленский объяснил нежелание некоторых стран ехать на саммит по Украине Политика, 28 мар, 23:28