Перейти к основному контенту
Технологии и медиа ,  
0 
Эксклюзив

Рынок такси восстановился после провального пандемийного года

С учетом нелегального сегмента его объем приблизился к ₽1 трлн
Аналитический центр при правительстве оценил рынок легального такси в рекордные ₽820 млрд
По итогам 2021-го рынок такси смог восстановиться после провального пандемийного года. Но в этом году аналитики ожидают новое падение, а также уход водителей-мигрантов и рост отечественных автомобилей в эксплуатации
Фото: Олег Яковлев / РБК
Фото: Олег Яковлев / РБК

В 2021 году объем легального рынка такси достиг 820 млрд руб., говорится в поступившем в РБК исследовании Аналитического центра при правительстве России. Из него следует, что в 2020 году показатель составлял 644 млрд руб., что на 9% ниже, чем в 2019-м, когда центр в последний раз опубликовал статистику.

В оценке рынка эксперты учитывали: заработок легальных водителей (примерно 650 млрд руб.), доходы таксопарков и агрегаторов (примерно по 83 млрд руб.). Рынок нелегальных перевозчиков центр оценил в 157 млрд руб., или 16% от общего объема рынка такси с учетом легального сегмента. Для сравнения: в 2019 году на нелегальные такси приходилось 12% рынка перевозок.

По доле в доходах среди агрегаторов с наибольшим отрывом в прошлом году лидировал «Яндекс.Такси» (66%), далее — «Ситимобил» (8,3%), «Максим» (7%), ГК «Везет» (7%) и Gett (6,6%). Три года назад «Яндекс.Такси» также был лидером, но его доля была значительно меньше — 27% на рынке легального такси.

Количество занятых на постоянной основе в отрасли такси в 2020 году выросло на 2,6% по сравнению с предыдущим годом, а в 2021-м — еще на 3,4% и достигло 575 тыс. человек, говорится в исследовании. Объем рынка вырос за счет более интенсивной эксплуатации транспортных средств, снижения их холостого пробега и увеличения числа водителей, рассматривающих занятость в таксомоторной отрасли в качестве дополнительной. Число последних возросло на 29%, до 139 тыс. человек. Это связано с выходом на рынок услуг такси участников, параллельно занятых в иных сферах деятельности, и ростом числа самозанятых в отрасли, считают эксперты центра.

ФАС выступила против идеи по ограничению количества такси на регион
Политика
Фото:Михаил Воскресенский / РИА Новости

Число автомобилей, используемых для таксомоторных перевозок, увеличилось на 1,5%, до 406 тыс. штук. Средний заработок водителя в миллионниках вырос, а в небольших городах, наоборот, снизился. Так, если в городе с населением более 5 млн человек водитель в среднем получал 77 тыс. руб. в 2019 году, то в 2021-м показатель вырос до 83 тыс. руб., а в городах с населением менее 100 тыс. человек — снизился с 36 тыс. до 15 тыс. руб.

Как на такси повлияет конфликт на Украине

После начала военной операции на Украине и последовавших за ней санкций об уходе с российского рынка такси объявили сервисы Gett и «Ситимобил». Последний должен был прекратить работу 15 апреля, но за несколько дней до этого о покупке активов сервиса договорилась компания People & People, которая управляет «Таксовичкоф» и др. сервисами. Детали сделки не раскрываются, но представитель покупателя заявлял, что намерен сохранить бренд «Ситимобил».

В начале апреля представители нескольких таксопарков говорили РБК, что в новых экономических условиях они столкнулись с проблемами, которые могут потенциально привести к сокращению их количества в стране и ухудшению качества сервисов, в том числе с ростом платежей по лизинговым договорам и стоимости ОСАГО, увеличением стоимости новых транспортных средств и запчастей, а также их дефицитом и др.

Новый владелец активов «Ситимобила» рассказал о планах развития
Технологии и медиа
Фото:Ольга Мальцева / ТАСС

По словам гендиректора «Таксовичкоф» Максима Федорова, в начале марта они «заметили снижение объема рынка такси в среднем на 15%». Он объяснил это тем, что «люди находились в замешательстве, не понимали, что будет происходить в ближайшее время, и начинали экономить там, где это возможно». «Со временем ситуация стабилизировалась, и резкого снижения уровня заказов на такси сейчас мы не замечаем, но есть постепенное перетекание аудитории с более высоких классов такси на более бюджетные, в нашем сервисе заказы по тарифу «эконом» выросли на 6%», — рассказал Федоров. Он рассчитывает, что по итогам всего 2022 года объем рынка снизится не более чем на 10–20%.

Представитель сервиса «Максим» рассказал, что они не увидели снижения спроса в первом квартале. «В ряде городов количество заказов у нас в марте—апреле увеличилось больше, чем мы ожидали. Предложение тоже увеличивается — в «Максим» приходят новые водители из компаний, которые заявили об уходе с рынка», — указал он. По итогам 2022 года компания планирует вырасти на 25% «по количеству заказов и финансам», но возможность выполнения плана «будет зависеть от платежеспособности людей и корректировки тарифов перевозчиков», оговаривается собеседник РБК.

По его словам, в текущем году «большие риски несет подход к правовому регулированию рынка», заложенный в разработанном Минтрансом законопроекте. Согласно инициативе министерства, оформленной в так называемый проект закона о такси, предлагается ввести минимальный тариф на перевозку пассажиров и багажа; ограничить количество легковых такси для каждого региона; обязать устанавливать устройства контроля за вниманием и усталостью водителя; ввести ответственность агрегаторов в случае причинения вреда жизни, здоровью или имуществу пассажира, если у водителя не было разрешения или оно было аннулировано; обязать агрегаторы открывать представительства в регионах присутствия, заключать договор с самозанятыми; обязать таксопарки предоставить «автоматизированный удаленный доступ» к своим информационным системам и данным Федеральной службе безопасности (ФСБ) и др. изменения.

Таксопарки предупредили о скором возвращении «бомбил»
Технологии и медиа
Фото:Андрей Любимов / РБК

Аналитический центр не приводит прогноз по объему рынка по итогам 2022 года. Но, как отметил руководитель направления центра Сергей Караваев, в последние годы в отрасли была высокая текучка кадров, связанная с закрытием границ: наблюдался отток водителей из стран СНГ и приток местных кадров. «Эта тенденция может сохраниться в 2022 году. В целом опыт пандемийного и постпандемийного периода показывает, что при поддержке отрасли со стороны государства и бизнеса растет количество людей, выбирающих занятость в такси», — прогнозирует Караваев.

По словам представителя «Максима», в такси идет постоянная ротация водителей: например, в весенне-летний период они из такси уходят на сезонные работы, на стройку, а осенью возвращаются. «Трудовые мигранты приезжают в Россию не потому, что здесь очень хорошо, а потому, что в их стране хуже с работой. Замещение мигрантов местными водителями в любом случае будет недостаточно ввиду большого спроса на услуги такси», — считает он.

Глава «Таксовичкоф» отметил, что, из-за того что многие компании приостанавливают деятельность и уходят с рынка и из-за массовых сокращений, в профессию водителя могут пойти люди, которые не имеют опыта работы в такси. В течение последних двух месяцев прирост новых водителей в сервисе, по его словам, составил 12%.

Представитель «Яндекс.Такси» сказал, что и они, и таксопарки фиксируют приток водителей в систему и повышенный интерес со стороны водителей к режиму самозанятости, но от дальнейших комментариев воздержался. Представитель InDriver отказался от комментариев.

Минтранс предложил обязать агрегаторов такси передавать данные ФСБ
Технологии и медиа
Фото:Андрей Любимов / РБК

«Работа в такси остается одним из востребованных способов заработка в стране, в отрасль приходят новые водители, это замечают все таксопарки, не только входящие в ассоциацию, — говорит исполнительный директор «Национального совета такси» Наталья Лозинская. — Что касается спроса на поездки, то с приходом тепла и хорошей погоды он немного спал, но это происходит ежегодно, по сравнению с прошлыми годами мы пока не видим существенных изменений».

Каких еще изменений ждут участники рынка

Максим Федоров рассказал, что, после того как пользователям стала недоступна оплата с помощью сервисов Google Pay и Apple Pay, они начали привязывать банковские карты к приложению, выросла доля заказов через телефонную линию с оплатой наличными.

Минимум вдвое выросла средняя стоимость автомобилей, как зарубежного, так и отечественного производства, их комплектующих, дороже обходится содержание и ремонт автопарка, страхование, перечисляет Федоров. «Из-за роста цен на автомобили будет постепенное увеличение доли отечественных автомобилей в таксопарке. Также сейчас мы замечаем общую тенденцию снижения года допуска автомобилей (которые находятся в эксплуатации. — РБК), например, с 2015 до 2010 года, но тут важно учитывать хорошее техническое состояние каждого автомобиля», — рассказал представитель «Таксовичкоф». В то же время рост цен на автомобили и их обслуживание может заставить граждан чаще пользоваться не личным, а общественным транспортом, в том числе такси, рассуждает он.

По словам представителя «Максима», они ожидают, что в новых экономических условиях прекратится практика доплат водителям и «все будут конкурировать на равных».

По словам Лозинской, основные сложности, с которыми сталкиваются перевозчики, связаны с обновлением и сохранением объемов автопарка. «С существенным подорожанием автомобилей отрасль столкнулась еще в прошлом году, сейчас же эта проблема встала еще острее. По уже купленным автомобилям необоснованно повышаются ставки по лизинговым платежам, стоимость полисов ОСАГО увеличилась на 30%. Все это сильно влияет на экономику таксопарков и может привести к их банкротству, если не будут приняты меры поддержки», — указала глава «Национального совета такси».

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Такси"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 20 апреля
EUR ЦБ: 99,58 (-0,95)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
Курс доллара на 20 апреля
USD ЦБ: 93,44 (-0,65)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
Германия решила купить дополнительные Patriot на фоне поставок ПВО Киеву Политика, 04:51
США самостоятельно произвели первые 90 кг обогащенного урана Политика, 04:43
В Армении перекрыли трассу, протестуя против передачи сел Азербайджану Политика, 04:19
В Москве арестовали участников белгородской ОПГ по делу об исчезновениях Общество, 04:17
В Смоленской области после падения дрона начался пожар на объекте ТЭК Политика, 03:49
Фонтаны Петергофа впервые за много лет работают в снегопад. Видео Общество, 03:45
Выпуск новых биткоинов в четвертый раз в истории сократился вдвое Крипто, 03:26
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
Киргизский Finca Bank ограничит переводы из Сбербанка и Тинькофф-банка Финансы, 03:21
Приставы передали изъятые за пьяную езду машины на нужды военной операции Политика, 03:00
На военной базе в Ираке произошел взрыв Политика, 02:59
«Ъ» связал увольнение ректора Института русского языка с партнерами вуза Политика, 02:10
Над Тульской областью сбили дрон Политика, 02:08
КНДР испытала новую зенитную ракету Политика, 02:00
США ввели санкции против МЗКТ и трех китайских фирм Политика, 01:46