Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Матвиенко заверила в безопасности России несмотря на расширение НАТО Политика, 01:25
В Молдавии завели уголовное дело на экс-президента Додона Политика, 01:15
Росстат оценил рост ВВП за первый квартал в 3,5% Экономика, 01:11
«Айнтрахт» победил «Рейнджерс» и выиграл первый еврокубок за 42 года Спорт, 00:54
В США сочли возможными испытания КНДР во время визита Байдена в Японию Политика, 00:38
Маск назвал демократов «партией раскола и ненависти» Политика, 00:25
Завкафедрой журфака МГУ покинул пост и уехал в США Общество, 00:17
«Воспитывать детвору в ленинском духе». Пионерской организации 100 лет Общество, 00:15 
В Москве появятся полицейские на гидроциклах Бизнес, 00:00
ЦБ стал чаще внепланово проверять банки на фоне валютных ограничений Финансы, 00:00
Комбаров назвал трансфер Черышева в российский клуб крайне маловероятным Спорт, 00:00
Глава ДНР счел более половины домов в Мариуполе подлежащими сносу Политика, 18 мая, 23:56
Альфа-пак: пять видеоигр, в которые играют современные дети Совместный проект, 18 мая, 23:46
Генсек ООН призвал допустить продукты и удобрения из России на рынки мира Политика, 18 мая, 23:33
Технологии и медиа ,  
0 

Личные ценности: как россияне смогут зарабатывать на данных о себе

Пользователи имеют право получать вознаграждение за то, что компании собирают и используют информацию о них. Такое положение может появиться в нацпрограмме «Цифровая экономика», что ускорит развитие рынка торговли данными
Фото: Антон Ваганов / ТАСС
Фото: Антон Ваганов / ТАСС

Механизмы поощрения пользователей за сбор и использование информации о них могут прописать в концепции регулирования данных, которую разрабатывает группа по нормативному регулированию АНО «Цифровая экономика» (в том числе отвечает за реализацию одноименной национальной программы). Такое положение уже есть в плане мероприятий нацпрограммы, рассказал РБК директор направления «Нормативное регулирование» АНО Дмитрий Тер-Степанов. По его словам, правовой режим монетизации пользовательских данных может быть похож на регулирование интеллектуальной собственности, когда «авторы получают блага от использования своих произведений» третьими лицами.

В середине ноября во время выступления на форуме «Кибербезопасность. Защита персональных данных», организованного «Ведомостями», Тер-Степанов говорил, что концепция регулирования данных должна быть разработана до конца этого года.

Дмитрий Тер-Степанов пояснил, что сейчас рабочая группа обсуждает основные положения текста будущей концепции. В каком именно виде будут получать поощрение пользователи (денежное вознаграждение, бонусы, скидки или что-то другое), решит бизнес-сообщество при участии представителей государства.

Как сейчас регулируется оборот данных о пользователях

Пока в России есть закон, регулирующий лишь оборот персональных данных, то есть информации, которую можно соотнести с конкретным физическим лицом. По словам советника практики разрешения споров и информационных технологий Bryan Cave Leighton Paisner Russia LLP Наталии Беломестновой, одним из основных ограничителей, сдерживающих свободный оборот персональных данных в действующем законодательстве, является требование согласия субъекта на обработку такой информации: оно должно быть конкретным, информированным и сознательным. Возможность передачи данных третьему лицу и цели такой передачи также должны быть донесены до пользователя. «При этом судебная практика и практика Роскомнадзора исходит из того, что нельзя включать в согласие излишне широкие формулировки (например, передача данных «любым третьим лицам для любых целей»), потому что в этом случае согласие человека не будет ни конкретным, ни информированным, ни сознательным», — пояснила юрист.

Обезличенные данные также могут считаться персональными в том случае, если, сопоставив их, можно определить конкретного человека, отметила Беломестнова. Кроме того, Роскомнадзор заявлял, что к персональным нужно отнести и так называемые большие пользовательские данные — информацию о пользователях, которая не позволяет идентифицировать конкретного человека, но позволяет проанализировать его поведение. Сейчас участники рынка и представители власти обсуждают, нужно ли регулировать большие пользовательские данные так же, как большие данные (big data, большие объемы обезличенной информации).

«Сейчас в России нет рынка персональных данных. Есть только теневой рынок, о механизмах которого точно ничего не известно», — считает сооснователь маркетинговой платформы CallToVisit Дмитрий Егоров.

Pro
Фото: Russell Boyce / Reuters «ЯRUS» и TenChat: почему не стоит торопиться осваивать российские соцсети
Pro
Сотрудник переехал за границу: 4 варианта, как оформить работу
Pro
Фото: Spencer Platt / Getty Images Что-то новое: как перевести работника в другую компанию на время простоя
Pro
Фото: Myspeaker Глава «1С-Битрикс» Сергей Рыжиков: «Избыток ресурсов — это ошибка»
Pro
Фото: Andrea Verdelli / Getty Images Локдауны в Китае грозят новым логистическим кризисом. Чего ждать
Pro
Фото: Pexels Потолок выше 700 тыс. руб. в месяц: cколько получают No-code разработчики
Pro
Кастовость, стартапы, осторожность — что нужно знать о бизнесе в Индии
Pro
Всему голова: как перейти на российскую ERP и что выбрать

По словам гендиректора оператора по обработке персональных данных «Система управления идентификацией» (бренд IDX) Светланы Беловой, сейчас законодательно не прописана обязанность оператора персональных данных передавать хранящуюся у него информацию о пользователе самому пользователю. «Следовательно, человек не знает, какие ​данные о нем хранятся у оператора. Представители бизнеса, которые заинтересованы в этой информации, также не знают, что именно хранится у оператора и насколько эта информация достоверна», — говорит она. Крупные операторы готовы делиться аналитикой на основе данных, которые они собирают, но бизнесу эта обезличенная информация уже не так интересна. «Компании хотят знать все о конкретном человеке, [чтобы делать] персональный скоринг. Самый разумный вариант — создание маркетплейса (площадки электронной торговли. — РБК) с данными (аналогичные приложения есть в Европе и США), который бы мог связать напрямую продавца, то есть пользователя, и покупателя, то есть бизнес», — уверена Белова.

Как работает продажа данных о пользователе

Как отмечалось в отчете исследовательского института Cracked Labs, основным источником информации о пользователях сейчас являются информационные брокеры (крупнейшие из них — Acxiom и Oracle). Они десятилетиями собирали информацию из публичных источников, как нецифровых (справочники, криминальные сводки, опросы), так и цифровых (соцсети, сервисы для покупок, телемедицина и др.). Данные хранятся в виде уникального анонимного ID, который связан с номером телефона, электронной почтой пользователя, IP-адресом, геолокацией, cookie (данные о поведении юзера на сайте), ID устройств, которыми он пользуется. Компания может дать брокеру электронную почту потребителя и запросить информацию о владельце этого адреса. В ответе будут содержаться категории, к которым брокер относит этого пользователя (пол, возраст, увлечения и др.). Пока эта информация используется в основном для таргетирования рекламы и скоринга — проверки заемщиков банков и клиентов страховых компаний.

Обезличенную информацию пытаются использовать и телекоммуникационные компании. Например, российские сотовые операторы оказывают услуги геоаналитики: они могут подсказать ретейлеру наиболее удачное место для размещения торговой точки. Например, «ВымпелКом» (бренд «Билайн») заработал почти 200 млн руб. на услугах по обработке больших данных для корпоративных клиентов с января по сентябрь 2018 года, писали «Ведомости».

Операторы кассового оборудования также собирают данные о покупках и готовы продавать желающим основанную на них аналитику.

Сколько стоят данные о пользователях

Компании, которые собирают данные, не продают их поштучно. Однако в пересчете на одного человека данные о возрасте, поле, семье, покупательских привычках и даже о состоянии здоровья человека стоят дешево. Так, Financial Times, проведя обзор рынка данных, указывала, что общие данные о тысяче пользователей стоят около $0,5, а полная информация о человеке, собранная оператором по обработке персональных данных, может продаваться менее, чем за $1. В то же время стартапы, которые хотят стать маркетплейсами для пользовательских данных, утверждают, что информация об одном человеке может стоит $1–2 тыс. Оценить общий объем рынка данных практически невозможно, так не существует единой системы оценки. Согласно исследованию 451 Research, объем мирового рынка данных только телекоммуникационных компаний в 2015 году составил $24 млрд, а к 2020 году он должен увеличиться до $79 млрд. Объем российского рынка пользовательских данных, по подсчетам журнала РБК, в 2017 году составил не менее 3,3 млрд руб.

Запущенный в 2017 году стартап Datum предлагает пользователям продавать свои данные за токены DAT. Доступ к маркетплейсу организован через приложение. Корреспонденту РБК не удалось предоставить свои данные стартапу, основатель которого в своем блоге утверждал, что данные одного пользователя стоят $2 тыс. и больше. Компания отмечает, что приложением не могут пользоваться граждане и резиденты США, Китая и Южной Кореи. Корреспондент издания BBC в сентябре 2018 года смог поделиться лишь данными о своих передвижениях за месяц — эту информацию Datum был готов обменять на токены стоимостью в 1 цент.

Компания Cambridge Analytica, из-за которой в начале года разразился скандал вокруг утечки информации пользователей из соцсети Facebook, платила некоторым пользователям вознаграждение $2–4 за заполнение анкеты, благодаря чему она получила доступ к данным их профилей и профилей их друзей, писала The Guardian. Впрочем, ​многие пользователи установили приложение и заполнили анкету бесплатно, из интереса.

По словам Дмитрия Егорова, в России на биржах данных можно приобрести cookie и рекламные ID пользователей в среднем за 50–100 руб. за тысячу профилей. Весь рынок таких данных в стране составляет не больше нескольких сотен миллионов рублей, рассказал он. «Что касается теневого рынка персональных данных, то там цена обычно договорная, поэтому сложно отследить его объем», — отметил Егоров.

По его мнению, вряд ли пользователи смогут получать денежное вознаграждение за передачу данных о себе, скорее всего, это будут скидки и особые условия обслуживания. Например, компания Nielsen, с 2010 года собирающая данные зарегистрировавшихся покупателей через приложение National Consumer Panel, в обмен на отсканированные чеки покупок предоставляет пользователям вознаграждения из специального каталога. Аналогичный сервис есть и в России. С декабря 2017 года пользователи «Едадил», могут получать кешбэк по определенным товарам из каталога, если сканируют QR-код своего чека. В начале октября «Яндекс» увеличил свою долю в этом сервисе до 100%.

Как рассказал РБК менеджер по развитию бизнеса Aidata Сергей Плашкевич, проблемы создания инструмента монетизации данных для пользователя заключаются в том, что большинство из них не знают, что за их данные вообще могут заплатить, а механизмы, с помощью которых можно было бы это реализовать в полном объеме, отсутствуют. ​Плашкевич считает, что создать такую систему можно было бы, например, на базе портала «Госуслуги», так как у российских пользователей уже сложилась традиция пользования этим сервисом, а сам сервис является крупным агрегатором персональных данных.

Материалы к статье
Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Криптовалюта"