Перейти к основному контенту
Технологии и медиа ,  
172 

Эксперты оценили оборот российского рынка персональных данных

Объем российского рынка пользовательских данных составил в 2017 году не менее 3,3 млрд руб., подсчитал журнал РБК. Реальные обороты могут быть выше: бóльшая часть сделок по продаже персональной информации проходит в серой зоне
Фото: Максим Змеев / Reuters
Фото: Максим Змеев / Reuters

В 2017 году оборот рынка продажи и покупки пользовательских данных в России составил не менее 3,3 млрд руб., подсчитал журнал РБК. Однако реальные объемы могут быть существеннее: сейчас эта сфера де-факто существует в серой зоне, компании не афишируют сделки по покупке и продаже персональной информации, говорят эксперты и игроки рынка.

Тотальная слежка: как устроен рынок торговли пользовательскими данными
Технологии и медиа
Фото:ТАСС

Практически никто не выставляет свои данные на рынок в сыром варианте: все заинтересованы в том, чтобы использовать одну и ту же клиентскую базу на своей стороне для решения конкретной задачи заказчика, говорит директор удостоверяющего центра IDX Светлана Белова и подтверждает сооснователь платформы Auditorius Геннадий Нагорнов.

Не продают свои данные напрямую основные игроки рынка интернет-рекламы («Яндекс», Mail.Ru Group), банки, платежные системы, сотовые операторы, ретейлеры, крупные операторы публичного Wi-Fi. Поставщиками выступают те, для кого пользовательские данные лишь вторичный ресурс (интернет-магазины, владельцы счетчиков посещений, геоинформационные ресурсы и т.д.).

Шесть способов коммерческой слежки за пользователями
Технологии и медиа
Фото:Антон Ваганов / «Коммерсантъ»

Основные сферы применения пользовательских данных в России — реклама, маркетинг, скоринг (оценка заемщиков и предотвращение мошенничества) и HR, говорят Белова и директор CleverDATA Денис Афанасьев. Часть сделок по продаже и покупке обезличенной персональной информации происходит через прозрачные инструменты — биржи данных, но также есть сделки, которые особо не афишируются: компания А приходит к компании Б и просит, к примеру, найти информацию по должникам, говорит сопредседатель комитета по биг-дата IAB Russia Дмитрий Егоров.

Самой прозрачной сферой является реклама. Общий объем интернет-рекламы в 2017 году составил около 166 млрд руб. в денежном выражении (данные АКАР), выручка Mail.Ru Group от онлайн-рекламы за весь год составила 23,8 млрд руб., «Яндекса» — 87,4 млрд (отчетность компаний). В соответствии с западной практикой стоимость данных составляет от 5 до 20% в общей цене рекламных компаний, говорит директор компании Aidata Евгений Жданов.

Однако опрошенные журналом РБК игроки рынка подчеркивают, что в оборот этого сегмента нельзя включать рекламные доходы таких компаний, как «Яндекс», Mail.Ru Group и Google: они предоставляют бесплатный доступ к данным через свои платформы. С этим согласны и в самих ИT-гигантах. Отдельного «рынка данных» в Mail.Ru Group не видят, «есть рынок рекламы на данных», подчеркивает первый замдиректора холдинга Дмитрий Сергеев. «Яндекс» не закладывает стоимость данных в стоимость контракта, заявили в пресс-службе компании.

В этих условиях остается только оборот маленьких независимых игроков — DMP-компаний (от англ. data management platform — платформа по управлению данными), которые покупают данные и строят на их основе аудиторные сегменты — многоуровневые портреты целых групп населения. В 2016 году выручка поставщиков данных на рынок интернет-рекламы составила лишь 180 млн руб., подсчитали ранее в IAB Russia. По мнению Нагорнова, емкость этого рынка не превышает 200 млн руб. С ним согласен директор по маркетинговым технологиям группы компаний OMD OM Сергей Ефимов. Глава лаборатории данных Dentsu Aegis Network Russia Михаил Шкляев называет при этом 300–400 млн руб., директор платформы Hybrid Дмитрий Чеклов — «максимум 500 млн». Среднее значение на основе оценок всех экспертов — около 300 млн.

Объем скоринговых и маркетинговых услуг в 2017 году достиг 3 млрд руб., полагает Шкляев. Из них чуть более 1 млрд руб. — оборот скорингового рынка, полагает исполнительный директор Skolkovo Ventures Дмитрий Щиголев.

Если суммировать оценки экспертов по обороту пользовательских данных в рекламе, скоринге и маркетинге, то речь идет о сумме не менее 3,3 млрд руб. в год. При этом потенциал рынка выглядит гораздо серьезнее. В перспективе пяти-семи лет объем маркетинговых услуг на основе точных знаний о гражданах составит около $500 млн, рынок скоринга вырастет до 5 млрд руб., заказы государственного сектора в этой сфере могут составить $500 млн, подсчитали в Skolkovo Ventures. В IDX потенциал рынка оценили в 30 млрд руб.

СберПро Транспорт

Бизнес с ускорением. Как строительство скоростной железной дороги изменит инфраструктуру

СберПро ВЭД

Близкий импорт. Как развивается торговля со странами Азии и Ближнего Востока

СберПро Финансы

Субсидии для инноваций. Какие меры поддержки бизнеса будут доступны в 2025 году

СберПро Интересное

Востребованные ниши для импортозамещения

СберПро Торговля

Барометр отрасли. Ритейл: одежда, электроника и товары для дома

СберПро Торговля

Купи сейчас, плати потом. Как развивается рынок BNPL и с какими вызовами может столкнуться

СберПро Главная

Как подготовить производство к роботизации и получить нужный эффект

СберПро Главная

Как развивалась квантовая индустрия в 2024 году

СберПро Интересное

Зумеры вышли на работу. Что нужно знать бизнесу о найме нового поколения

СберПро Интересное

Что такое нейросеть и как работает эта технология

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Интернет"
Лента новостей
Захарова объяснила арест Дурова в Париже вмешательством в выборы Румынии Политика, 13:18
Как предпринимательница Люси Гуо стала самой молодой миллиардершейПодписка на РБК, 13:14
«РИА Новости» оценило число украинских туристов в России с начала года Общество, 13:14
«Зенит» сыграет в решающем матче РПЛ в форме без спонсорских логотипов Спорт, 13:10
Что нужно знать о потере данных, чтобы уберечь бизнес РБК и RuBackup, 12:50
Экс-игрок МЮ Канчельскис предрек «Зениту» чемпионство в РПЛ Спорт, 12:49
Полиция спасла краснокнижную обезьяну, которую пытались продать на Кубани Общество, 12:41
Прокачайте когнитивные способности
Тренируем мозг с интенсивом
Подробнее
Российская триатлонистка выиграла этап Кубка мира в Узбекистане Спорт, 12:41
Минобороны сообщило об ударе по производству ракет и дронов на Украине Политика, 12:33
Каким получился квартал в скандинавском стиле в Даниловском районе Москвы РБК и FORMA, 12:25
Российские военные заняли Локню в Сумской области Политика, 12:21
Роднина назвала самую запоминающуюся фигуристку десятилетия Спорт, 12:16
Двух детей госпитализировали после массового ДТП в Ногинске Общество, 12:00
Атака дрона повредила емкость с кислотой в Новомосковске Политика, 11:57