Перейти к основному контенту
Технологии и медиа ,  
15 874 
Эксклюзив

Сотрудникам «Ситимобила» объяснили причину закрытия компании

Владельцы «Ситимобила» объяснили решение закрыть сервис нежеланием инвестировать
Сотрудникам «Ситимобила» объяснили, что компания закрывается из-за нежелания акционеров — «Сбера» и VK — продолжать инвестиции. В текущей ситуации актив превратился «в обузу», поскольку не успел стать прибыльным, говорят эксперты
VK VKCO ₽257,1 -2,02% Купить
«Ростелеком» RTKM ₽55,22 -1,07% Купить
Фото: Андрей Любимов / РБК
Фото: Андрей Любимов / РБК

Гендиректор «Ситимобила» Виталий Бедарев назвал в качестве причины закрытия тот факт, что бизнес требует дальнейших инвестиций. Об этом он сообщил на встрече с сотрудниками компании, которая проходила в четверг, 17 марта, рассказали РБК два источника, присутствовавших на собрании.

По словам собеседников, глава «Ситимобила» говорил о том, что акционеры вложили немало денег в развитие компании, которой удалось достичь почти 30-процентной доли в отдельных городах; однако этого оказалось недостаточно, чтобы стать прибыльной, и она по-прежнему требует больших вложений.

На встрече Бедарев также говорил, что, по мнению акционеров, компания не получила запланированную долю на рынке. При этом собеседник РБК утверждает, что на предыдущих совещаниях руководство «Ситимобила» говорило, что KPI, поставленные акционерами, были выполнены. «Ситимобил» зарабатывал и мог делать это лучше», — говорит источник РБК.

Агрегатор такси «Ситимобил» заявил о прекращении работы
Экономика
Фото:Андрей Гордеев / ТАСС

«Ситимобил» принадлежит «О2О Холдинг» — совместному предприятию Сбербанка и VK (бывшая Mail.ru Group). Общие инвестиции партнеров в компанию не раскрывались, но в прошлом году в развитие всего «О2О» VK и «Сбер» вложили до 43 млрд руб.  Последний раз совместное предприятие получило финансирование от акционеров в октябре — 12 млрд руб. Согласно финансовому отчету компании за прошлый год, оборот «Ситимобила» превысил 54 млрд руб., выручка и размер убытка не раскрывались. Сервис присутствовал в 80 городах.

«Ситимобил» заявил о прекращении работы 11 марта. На тот момент представитель компании не пояснял причин, лишь заверял, что она выполнит все обязательства перед сотрудниками и партнерами. Как рассказали собеседники РБК, сотрудникам «Ситимобила» пообещали, что расформирование штата будет проходить в соответствии с трудовым договором. На выбор было представлено два варианта: увольнение по соглашению сторон либо переход в Сбербанк или структуру, принадлежащую VK. На встрече заявили, что «лучшим вариантом для карьеры должен стать переход в «Сбер» и VK, так как это системообразующие компании, которые точно останутся на рынке», однако будет ли он предложен всем и хватит ли в указанных компаниях свободных вакансий, на встрече не уточнялось. Когда и как будет ликвидироваться компания, сотрудникам не пояснили.

Представитель VK и «Ситимобила» отказался от комментариев. РБК направил запрос в «Сбер».

Агрегатор такси «Ситимобил» ввел сервисный сбор на поездки
Бизнес
Фото:Константин Кокошкин / Global Look Press

Юрист коллегии адвокатов Москвы «Параграф» Даниил Волков отметил, что ликвидация — это продолжительный процесс, который состоит из нескольких этапов и «иногда может занимать годы». Руководство компании должно:

  • отправить соответствующее уведомление в налоговую инспекцию и фонды;
  • опубликовать сообщение о ликвидации в «Вестнике государственной регистрации», а затем уведомить об этом Федресурс;
  • сообщить каждому кредитору, составить ликвидационный баланс;
  • подать в налоговую инспекцию пакет документов и получить документы о государственной регистрации ликвидации;
  • после того как ликвидация компании подтверждена листом записи из ЕГРЮЛ, останется только закрыть расчетный счет, уничтожить печать в специализированной организации и сдать документы ликвидированного общества в архив.

Волков указывает, что работодатель должен уведомить сотрудников об увольнении за два месяца, «выплатить выходное пособие, компенсацию за неиспользованный отпуск, а также среднемесячный заработок на период трудоустройства».

Были ли перспективы у «Ситимобила»

Еще недавно наличие сервиса такси было важным и для «Сбера», и для VK, которые занимались созданием экосистем. Но после того как в конце прошлого года у VK поменялся контролирующий акционер (вместо USM Алишера Усманова им стали группа СОГАЗ и Газпромбанк), а гендиректором был назначен Владимир Кириенко, бывший вице-президент «Ростелекома», приоритеты компании поменялись. Как рассказывал один из источников РБК, власти могло не устраивать, что в последние годы VK, вместо того чтобы сосредоточиться на развитии соцсетей, занималась сервисами доставки еды, такси, маркетплейсами и др. «Десять лет назад у холдинга было две соцсети, вокруг которых была сосредоточена аудитория, тогда как сейчас активно развиваются TikTok, Instagram, и не VK пытается дать на это ответ», — пояснил собеседник РБК. По его словам, эти активы требовали «более тонкого подхода, поскольку речь идет о работе с аудиторией».

Китайский агрегатор такси DiDi объявил об уходе из России и Казахстана
Технологии и медиа
Фото:Максим Богодвид / РИА Новости

После того как 24 февраля Россия начала военную операцию на Украине, ряд российских банков, юридических и физических лиц попали под санкции. Среди них оказались в том числе и «Сбер», и Кириенко. «Доставка еды и транспорт в экосистеме Сбербанка являются вторым направлением по величине как выручки, так и убытка. Попытка конкуренции в лоб с «Яндексом» в такси всегда казалась задачей, требующей огромных ресурсов и инвестиций на субсидирование водителей, при этом эффект синергии с банковскими продуктами не был очевиден. В нынешней ситуации, когда стоимость машин дорожает, цена на поездки будет расти, а спрос, очевидно, сжиматься, такой актив на балансе будет тянуть финансово всю экосистему вниз», — рассуждает управляющий партнер Skolkovo Ventures Станислав Колесниченко.

По словам начальника аналитического отдела по акциям Газпромбанка Анны Куприяновой, совладельцы вкладывали большие средства в «Ситимобил» на протяжении долгого времени, так как компания пыталась нарастить долю рынка, но в текущих геополитических и экономических условиях продолжать финансирование может быть нецелесообразно. «Компания была убыточна и не успела к текущему кризису выйти на прибыльность. Основным инструментом конкуренции «Ситимобила» были цены на услуги, однако сейчас, когда спрос на услуги такси среди населения скорее всего будет падать, сроки вывода бизнеса на прибыльность туманны», — рассуждает эксперт.

Визионерский взгляд

1 из 6

Особый взгляд

Герои проекта «РБК Визионеры» рассказывают, как связаны современные инновации и визионерство

2 из 6

Кристина Судеревская

О том, как вырастить из хобби бизнес-империю и почему самое
важное — это атмосфера

3 из 6

VOYAH DREAM

Узнайте о комфортабельном пространстве премиального гибридного минивэна, где ваши переговоры или отдых никто не потревожит

4 из 6

Алексей Буров

Об особенностях создания концепций, философии ресторанов и премиализации бизнеса 

5 из 6

VOYAH FREE

Узнайте о преимуществах гибридного кроссовера премиум-класса с дерзким характером, увеличенным запасом хода и господдержкой

6 из 6

Айрат Багаутдинов

О том, как малое становится большим, о сложностях делегирования и высокой планке качества

Перейти
Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Такси"
Лента новостей
Очевидцы рассказали о катастрофе поезда в Брянской области Политика, 10:40
Гладков рассказал об обстановке в селе Муром, которое атакуют дроны Политика, 10:38
Китай влил $1 трлн в зеленую энергетику. На что он рассчитываетПодписка на РБК, 10:34
СК назвал подрыв причиной обрушения моста в Курской области⁠ Политика, 10:28
Будет ли сенсация: Эксперты назвали фаворита Кубка России «Ростов» — ЦСКА Спорт, 10:28
Nikkei узнала, что G7 может не принять итоговое заявление из-за Трампа Политика, 10:26
Добрые советы и личный пример: чего никогда не станет делать хороший коучПодписка на РБК, 10:23
Онлайн-курс Digital MBA от РБК и ProductStar
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Большой гид по «Серии плюс»: чем интересны кварталы ПИК нового поколения РБК и ПИК, 10:03
Рынки завтрашнего дня: где искать новые возможности в 2025 годуПодписка на РБК, 09:51
Перекрытие дороги к обрушенному мосту в Брянской области. Видео Общество, 09:48
В Москве заработали новые тарифы на проезд в транспорте Город, 09:45
Семин указал на уязвимость «Ростова» в финале Кубка России Спорт, 09:39
После аварии в Брянской области 250 пассажиров поезда отправили в ПВР Общество, 09:36
Прокурор прибыл на место обрушения моста с поездом в Курской области Общество, 09:30