Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Российские биатлонистки не попали в топ-15 в спринте на Кубке мира Спорт, 14:55
Скупка воды и тайный инвестор Tesla. Топ-10 материалов об инвестициях Pro, 14:53
В Роспотребнадзоре заявили об отсутсвии омикрон-штамма в России Общество, 14:48
Простой способ не тратить время на сбор справок при ДТП РБК и Ингосстрах, 14:46
Россияне рассказали, какие книги читают детям перед сном Общество, 14:30
Президент Чехии назначил нового премьер-министра Политика, 14:20
Аналитик сборной описал свое увольнение словами «Вяльбе не церемонилась» Спорт, 14:08
Врач из ЮАР заявила об уязвимости молодежи перед омикрон-штаммом Общество, 14:00
MBA в Европе: почему стоит получать образование за границей РБК и WU Vienna, 13:57
Как признание серых воротничков спасет в кадровый кризис — Fast Company Pro, 13:53
«Борец за чистоту стиля». Коллеги — об Александре Градском Общество, 13:43
Аналитика сборной России по лыжным гонкам уволили после критики «Матч ТВ» Спорт, 13:35
Как падение акций Tesla может зацепить финансовые рынки — Financial Times Pro, 13:27
В ФРГ нашли в аэропорту прививочный пункт с «самодельной» вакциной Общество, 13:26
Технологии и медиа ,  
0 

ФАС объяснила высокую оценку доли «Яндекса» и ГК «Везет» на рынке такси

«Яндекс» YNDX ₽2 967,4 +4,12% Купить
Фото: Илья Питалев / РИА Новости
Фото: Илья Питалев / РИА Новости

Решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) об отклонении ходатайства «Яндекс.Такси» о приобретении активов ГК «Везет» было основано на анализе данных цифровых агрегаторов такси и таксопарков с собственными диспетчерскими, который ведомство провело в 2019–2020 годах с привлечением своих региональных управлений по всей России. Об этом РБК сообщил заместитель главы ведомства Анатолий Голомолзин.

«Это первичная информация, представленная хозяйствующими субъектами, обязанными представлять по запросу ФАС достоверную информацию», — заявил Голомолзин.

«Яндекс.Такси» договорился о покупке call-центров и программного обеспечения «Везет» еще в середине 2019 года. Компания также намеревалась в течение трех лет вложить около 8 млрд руб. в развитие сервисов такси в регионах России. Действующие акционеры «Везет» должны были получить до 3,6% акций «Яндекс.Такси» и до $71,5 млн при достижении ключевых показателей. Однако сделка затянулась, поскольку «Яндекс.Такси» несколько раз подавал и отзывал ходатайство о ней в ФАС, а 11 июня ведомство отклонило его. Как говорилось в сообщении ФАС, такая сделка усилила бы доминирующее положение компании как на всей территории России, так и в границах более половины регионов. По оценке ведомства, при совершении сделки совокупная доля «Яндекс.Такси» и ГК «Везет» на рынке агрегаторов такси в России составила бы 70%, при этом в 19 субъектах России это доля была бы свыше 80%, еще в 32 субъектах — свыше 50%.

Представитель «Везет», в свою очередь, указывал, что авторы десяти независимых аналитических исследований пришли к выводу, что совокупная доля объединенных компаний не должна превысить 50%. Он считал, что ФАС некорректно оценила рынок агрегаторов такси и сделала ошибочный вывод о доле.

ФАС отказала «Яндексу» в покупке агрегатора такси «Везёт»
Технологии и медиа
Фото:Наталья Селиверстова / РИА Новости

Голомолзин в ответ на вопрос о выводах аналитических отчетов сообщил, что эти «исследования базируются не на первичной информации, а на разнообразных оценочных показателях». «Разброс количественных оценок данных исследований также свидетельствует об отсутствии единой методологии в основе расчета, что исключает возможность опираться на них при проведении анализа товарного рынка», — отметил замглавы ФАС. Он также указал, что в ходе рассмотрения сделки и проведения анализа в антимонопольную службу поступали жалобы и обращения от граждан, участников рынка и общественных организаций о том, что такая сделка «может привести к негативным последствиям для конкуренции на рынке».

В частности, жалобу на подобную сделку в сентябре прошлого года в ФАС направлял сервис заказа такси Gett. По словам гендиректора компании Максима Жаворонкова, компания оценивает эту сделку как «строго негативную» и «создающую непреодолимые барьеры для новых инвестиций в эту отрасль со стороны новых участников и сильное осложнение развития существующих».

Однако как минимум один из конкурентов «Яндекс.Такси» и «Везет» на рынке такси поддержал их объединение. Врио гендиректора «Ситимобила» Виталий Бедарев и гендиректор «Везет» Андрей Лукашевич в мае направили главе ФАС Игорю Артемьеву совместное письмо (копия есть у РБК, ее подлинность подтвердил источник, знакомый с деталями переписки), в котором указали, что «в настоящее время сделки по объединению сервисов заказа такси являются «спасательным кругом» для самих сервисов, водителей, населения и государства». «В результате развития пандемии коронавируса рынок сервиса заказа такси потерпел значительные изменения. Количество заказов такси сократилось более чем на 60%, сотни тысяч водителей по всей стране не обеспечены достаточным количеством заказов, чтобы обслуживать как минимум аренду и обслуживание автотранспорта», — говорится в письме. При этом слияние с другими участниками рынка позволит региональным диспетчерским получить техническую возможность обеспечить водителей новыми видами заказов (доставка продуктов из магазинов и пр.). Еще один участник рынка указал, что при оценке рынка не учитывались «заказы с руки», на которые в среднем по России приходится 15–25% в дополнение к официальным заказам, а в городах с населением до 30 тыс. жителей — до 70% от общего количества заказов такси.

Представитель «Ситимобила» отказался официально комментировать переписку с ФАС.

Представитель «Яндекс.Такси» отказался комментировать пояснения ФАС. Представитель «Везет» указал, что ранее центральный аппарат ФАС приводил оценку ежеквартального объема поездок в первом квартале 2019 года в 490 млн поездок, тогда как, по данным крупнейших аналитических агентств и инвестиционных банков, общий размер легального рынка оценивается от 589 млн до 982 млн заказов. По его словам, ФАС не учла первичные данные о значительном количестве заказов — более 13 тыс. — региональных диспетчерских служб заказа такси. «Существует и серый рынок, который необходимо добавить к оценкам экспертов, который занимает не менее 12% (по данным Аналитического центра при правительстве), а по оценке участников рынка, 15–25%», — отметил представитель «Везет». По его словам, компания «оставляет за собой право продолжить отстаивать нашу позицию, в том числе, в случае необходимости, в судебном порядке».

Магазин исследований Аналитика по теме "Такси"