Перейти к основному контенту

Недвижимость

Для сдачи в аренду

получать пассивный доход

Для продажи

сохранить сбережения

На будущее

сформировать наследство

Выборы президента России ,  
0 
Эксклюзив

Платные ТВ-ролики оказались маловостребованными в предвыборной агитации

Почему кандидаты в президенты не стали тратить деньги на рекламу
Платная политреклама оказалась маловостребованной у кандидатов в президенты
Платная политическая реклама на телевидении оказалась маловостребованным инструментом агитации. Кандидатам в президенты хватило бесплатного эфира на ТВ, а также продвижения в интернете и на билбордах
Фото: Александр Сухов / РИА Новости
Фото: Александр Сухов / РИА Новости

Платная политическая реклама на телевидении оказалась маловостребованной в ходе электоральной кампании, рассказали РБК два источника на медиарынке, а представители двух из четырех кандидатов — Леонида Слуцкого (ЛДПР) и Николая Харитонова (КПРФ) — подтвердили, что использовали только полагающиеся по закону бесплатные слоты.

Как регулируется предвыборная агитация и реклама

Выборы президента России пройдут с 15 по 17 марта 2024 года. Агитационный период в СМИ для кандидатов начался за 28 дней до основного дня выборов — 17 февраля и завершится в 00:00 по местному времени 15 марта. Проведение агитации в дни голосования избирательным законодательством запрещено.

Предвыборная агитация перед президентскими выборами проходит в соответствии со статьей 49 федерального закона «О выборах Президента России». Проводить агитацию разрешается в СМИ, через интернет и на публичных мероприятиях. Формами агитации на телеканалах являются публичные дебаты, дискуссии, круглые столы, пресс-конференции, интервью, выступления и т.д.

Расходы на агитацию зарегистрированные кандидаты могут осуществлять только за счет средств избирательных фондов. Исключение — площади в периодической печати, а также часть эфирного времени, которое телеканалы по закону должны предоставлять для продвижения кандидатов бесплатно. По решению Центризбиркома, в 2024 году такую возможность должны гарантировать «Россия 1», «Россия 24», «Первый канал», «ТВ Центр» и «Общественное телевидение России». По данным аналитической компании Mediascope, 98% россиян смотрят ТВ хотя бы раз в месяц.

Какую рекламу используют кандидаты

Кандидат от КПРФ Николай Харитонов считает, что для «выполнения задач кампании достаточно бесплатных слотов на телевидении и радио, так как их график, утвержденный ЦИК, насыщенный», рассказал РБК секретарь ЦК КПРФ Александр Ющенко. В рамках своей агитационной кампании Харитонов сделал упор на дебаты и встречи с избирателями, отмечают в партии.

«Бал вампиров» и красные линии: главное из интервью Путина Киселеву
Политика
Владимир Путин и Дмитрий Киселёв

Кандидат от партии ЛДПР Леонид Слуцкий в рамках агитационной кампании тоже использует «продвижение через медиа в рамках бесплатного предоставления эфирного времени на телевизионных каналах, радиостанциях и размещения материалов в печатных изданиях», рассказали РБК в пресс-службе ЛДПР. «Также за прошедший год ЛДПР очень сильно нарастила свои возможности в социальных сетях, грамотно выстроила коммуникацию со средствами массовой информации», — уверяют в партии.

Впрочем, в регионах в поддержку Харитонова была закуплена наружная реклама на билбордах. «Акцент был сделан на Сибирь, Дальний Восток, где Николай Михайлович достаточно известен», — пояснил Ющенко. Также распространяется печатная агитационная продукция — спецвыпуск газеты «Правда» и буклеты с программой кандидата. Кандидат от ЛДПР тоже использовал «баннерную кампанию»: во всех регионах страны под рекламу задействованы пять тысяч билбордов, уточнили в пресс-службе партии.

В пресс-службе партии «Новые люди» (от партии выдвигается Владислав Даванков) РБК сообщили, что покупали рекламу и на ТВ, и на наружных средствах размещения, однако на вопрос об объемах отослали к отчетам на сайте ЦИК. «Также используем все бесплатное эфирное время и печатные площади, — отметили в пресс-службе партии. — Эффективность рекламы видим уже сейчас. За последний месяц узнаваемость нашего кандидата в президенты и рейтинг партии значительно выросли».

Даванков занял второе после Путина место в предвыборном рейтинге ВЦИОМа
Политика
Фото:Андрей Любимов / РБК

На момент выхода публикации на сайте ЦИК были представлены только первые финансовые отчеты кандидатов в президенты, в которых в числе прочего содержится информация о расходах в рамках предвыборной кампании. Отчеты Слуцкого, Даванкова и Харитонова датируются декабрем, в них отражен нулевой баланс. Отчет Владимира Путина — за январь: по состоянию на 20 января он потратил на выпуск и распространение печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов 78 млн руб.

РБК направил запрос в предвыборный штаб кандидата в президенты Владимира Путина.

Источник РБК в одной из крупных рекламных компаний, знакомый со статистикой единого измерителя телеаудитории Mediascope, утверждает, что наибольшую активность по количеству размещений на телевидении проявляет Даванков. Рекламная активность Харитонова и Слуцкого сопоставима между собой и ниже, чем у Даванкова, примерно в два раза.

В пресс-службе ЦИК сообщили РБК, что «учет объема площадей, занятых информационно-разъяснительными материалами», не входит в ее компетенцию. Представители «Первого канала», ВГТРК, «ТВ Центра», а также крупнейшего оператора наружной рекламы Russ и Национального рекламного альянса (НРА), продающего почти всю рекламу на ТВ, на вопросы РБК не ответили.

Какие кандидаты проявляют наибольшую активность

Рекламная активность кандидатов в рамках текущей избирательной кампании ниже, чем это было в прошлые выборы, считает политический советник Сергей Маркелов.

Верховный суд признал законным отказ ЦИК в регистрации Надеждина
Политика
Борис Надеждин (справа) в здании Верховного суда РФ перед началом слушаний по первому иску к ЦИК

Текущий избирательный марафон отличается беспрецедентным разрывом в уровне креатива между кампаниями несомненного лидера гонки — действующего президента — и его соперников, считает эксперт в области политтехнологий Роман Газенко, замечая, что «обычно все наоборот: действующая власть почивает на лаврах административного ресурса, а оппозиция проявляет чудеса креатива».

Самый активный по всем видам рекламы в рамках текущей агитационной кампании, по мнению Маркелова, — Владимир Путин. Причем к кампании действующего президента «добавляются сигналы» Центральной избирательной комиссии: в ней используется та же стилистика и похожий слоган, считает эксперт. Активность же остальных кандидатов, по словам Маркелова, «очень умерена», что во многом связано с высокой стоимостью рекламы.

Байден и Трамп набрали «магические числа» для выдвижения в президенты
Политика
Дональд Трамп

Сколько стоит платная политическая реклама на ТВ

В рамках текущей агитационной кампании на «Первом канале» самый дешевый временной слот — с 5:00 до 8:00 по московскому времени по выходным с 17 февраля до 1 марта — 109,6 тыс. руб. за 20 секунд эфира. Самое дорогое время на «Первом» — с 20:00 до 23:00 по будням со 2 по 8 марта: 1,14 млн руб. за 20 секунд.

На «Россия 1», флагмане ВГТРК, самый дорогой слот — с 17:00 до 20:00 по выходным в неделю накануне выборов: 20 секунд политической рекламы обойдутся в 1,19 млн руб. В эфире «Россия 24» любой слот в марте стоит 59,1 тыс. руб. Стоимость одной минуты эфирного времени на телеканале «ТВ Центр» по будням варьируется от 170 тыс. до 400 тыс. руб., по выходным — от 190 тыс. до 360 тыс. руб.

Политолог и политконсультант Алексей Ярошенко рекламную активность кандидатов видит в основном в регионах, где они закупают билборды и распространяют газеты. Слуцкий и Даванков, по его словам, активно задействуют и бесплатное эфирное время для демонстрации агитационных роликов. «Слуцкий более активен в интернет-СМИ, чем Даванков, — считает Ярошенко. — Харитонов же из всех трех оппозиционных кандидатов продвигается меньше всего, хотя у КПРФ исторически достаточно большая электоральная база. Это можно связать с принципиальным пониманием, что кандидат от КПРФ не станет президентом и даже второе место не займет. Поэтому экономят ресурсы для будущих выборов прежде всего в регионах».

Путин раскрыл свой ответ на предложение Ельцина стать президентом
Политика
Борис Ельцин и Владимир Путин в 1999 году

Сколько тратили на агитацию кандидаты на выборах президента в 2018 году

Для участия в выборах президента в 2018 году были зарегистрированы восемь кандидатов: Владимир Путин (самовыдвиженец), Владимир Жириновский (от ЛДПР), Павел Грудинин (от КПРФ), Григорий Явлинский («Яблоко»), Ксения Собчак («Гражданская инициатива»), Борис Титов («Партия роста»), Сергей Бабурин («Российский общенародный союз»), Максим Сурайкин («Коммунисты России»).

Как следует из итоговых финансовых отчетов кандидатов о поступлении и расходовании средств избирательных фондов, больше всего на агитацию потратил Жириновский — 396,9 млн руб., что составило почти всю сумму расходов из его избирательного фонда (398,9 млн). При этом 243 млн руб. пошли на оплату агитации через телерадиовещание. Путин потратил на агитацию 269,9 млн руб., из них 158,8 млн на агитацию через телевидение и радио и 108,8 млн руб. — на выпуск и распространение печатных и других агитматериалов. Расходы Грудинина на агитацию составили 214,3 млн руб., Титов израсходовал на агитационную кампанию 179,3 млн руб., Явлинский — 104,3 млн, Собчак — 86,2 млн. Расходы Сурайкина и Бабурина составили менее миллиона: Сурайкин потратил 398,8 тыс. руб., Бабурин — 217,6 тыс. руб., причем у обоих кандидатов вся сумма ушла на выпуск и распространение агитматериалов.

СберПро Медиа Туризм

Барометр отрасли: развитие внутреннего туризма

СберПро Медиа Промышленность

Рекордная цена: 
как развивается золотодобыча на фоне растущего спроса

СберПро Медиа Транспорт

В поисках баланса. Как развиваются контейнерные перевозки в России и мире

СберПро Медиа Интересное

Как технологии помогают бизнесу повысить эффективность в разных отраслях

СберПро Медиа Интересное

Особенности внедрения искусственного интеллекта в бизнес-процессы

СберПро Медиа Промышленность

Барометр отрасли: химическая промышленность

СберПро Медиа Финансы

Эволюция банкинга. Как и почему крупный бизнес переходит на Open API

СберПро Медиа Интересное

Вместе к успеху. Как выстраивать коммуникации 
в команде

СберПро Медиа Промышленность

Сплав технологий: 5 трендов цифровизации в металлургии

СберПро Медиа Интересное

Нейро-, микро- и лайфстайл. Тренды российского онлайн-образования

Авторы
Теги
Персоны
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 18 мая
EUR ЦБ: 98,78 (-0,12)
Инвестиции, 17 мая, 16:35
Курс доллара на 18 мая
USD ЦБ: 90,99 (+0,06)
Инвестиции, 17 мая, 16:35
Кронпринц Саудовской Аравии отложил визит в Японию из-за болезни короля Политика, 07:38
Агентство Mehr опубликовало фото с места крушения вертолета Раиси Политика, 07:31
Вместе с президентом Ирана в катастрофе погибли глава МИД и губернатор Политика, 07:13
Юристы оценили шансы на разблокировку активов, замороженных на СПБ Бирже Финансы, 07:00
Президент Ирана Эбрахим Раиси погиб в авиакатастрофе Политика, 06:58
Axios узнал о запрете разведчикам Израиля встречаться с чиновниками США Политика, 06:57
Депутат Рады сообщил о потере Украиной до 90% мощностей тепловых станций Политика, 06:40
Онлайн-курс Digital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Красный Полумесяц не обнаружил выживших на месте крушения вертолета Раиси Политика, 06:19
Агентство Mehr не увидело возможности выжить пассажирам вертолета Раиси Политика, 06:09
ISNA опубликовало кадры с места крушения вертолета президента Ирана Политика, 06:00
ЦБ обяжет банки усилить контроль за операциями россиян с золотом Финансы, 06:00
В Якутии объявили региональный режим ЧС из-за паводка Общество, 05:48
В КСИР сообщили об обнаружении места крушения вертолета президента Ирана Политика, 05:23
Минобороны заявило об уничтожении российскими Су-34 командного пункта ВСУ Политика, 05:11