Перейти к основному контенту
Технологии и медиа⁠,
0
Эксклюзив

Samsung и Alibaba выпали из топа крупнейших рекламодателей России

Как изменился рынок рекламы за полгода спецоперации
В десятке крупнейших рекламодателей на российском ТВ и в интернете по итогам третьего квартала почти не осталось иностранных компаний. На место Alibaba Group и Samsung пришли ретейлер Ozon и сеть общепита «Вкусно — и точка»
Фото: Андрей Гордеев / ТАСС
Фото: Андрей Гордеев / ТАСС

Медийное агентство Starlink, входящее в группу «Родная Речь» (в апреле стала собственником всех активов в России французского коммуникационного холдинга Publicis), по запросу РБК составило рейтинг российских рекламодателей на ТВ и в интернете по итогам третьего квартала 2022 года. При подсчетах использовались данные исследовательских компаний Mediascope и SimilarWeb.

Как считали

Бюджеты рекламодателей на телевидении включают прямое сетевое, орбитальное и региональное размещение, а также спонсорские заставки. В сегменте «интернет» учитываются видео, баннеры, социальная и контекстная реклама.

Топ-10 главных рекламодателей по медийным бюджетам ожидаемо составили российские компании. Однако существенные изменения произошли в категориях рекламодателей. Прекращение поставок автомобилей Audi, BMW, Volkswagen и Volvo, уход косметических компаний L'Oreal, Lancome и Maybelline NY и сворачивание маркетинговой активности Unilever, Pepsi Co и Coca-Cola привели к тому, что традиционно лидирующие категории «Автопром», «Красота и здоровье» и «Безалкогольные напитки» выбыли из рейтинга, уступив место продуктам питания, одежде и развлечениям.

Как спецоперация на Украине, уход иностранных компаний и общий политико-экономический фон повлияли на рынок ТВ и интернет-рекламы — в обзоре РБК.

Какова доля ТВ и интернета на рынке рекламы

Интернет и телевидение традиционно выступают ключевыми сегментами для распространения рекламы. По данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), суммарный объем рекламы в 2021 году достиг 578,3 млрд руб. Отдельно сегмент телевидения составил 197,3 млрд руб., интернет — 313,8 млрд руб. Таким образом, на ТВ и интернет в 2021 году пришлось 88,4% всех рекламных затрат.

По итогам первого полугодия 2022 года рекламный рынок упал на 6% по сравнению с тем же периодом прошлого года: объем рекламных бюджетов во всех средствах распространения рекламы составил 245–250 млрд руб. (разбивку на сегменты АКАР в своем отчете не представил). Основное падение пришлось на второй квартал — минус 16% год к году.

Что случилось с иностранными рекламодателями

Топ-10 ключевых ТВ и интернет-рекламодателей по объемам бюджетов и прежде в основном состоял из российских компаний. Так, по подсчетам Starlink, в третьем квартале 2021 года рейтинг возглавлял «Сбер» с рекламными расходами в размере 3,7 млрд руб., далее с существенным отставанием шли «Яндекс» (2,2 млрд руб.), «Кех Екоммерц», известный под брендом «Авито» (2 млрд руб.), и VK (1,7 млрд руб.).

Среди иностранных компаний крупнейшей по затратам на рекламу на ТВ и в интернете была Alibaba Group (развивает с VK, USM International Алишера Усманова и Российским фондом прямых инвестиций совместное предприятие «AliExpress Россия»). С рекламными бюджетами в 1,4 млрд руб. Alibaba Group занимала в третьем квартале 2021-го пятое место в рейтинге. После начала спецоперации на Украине компания официально не заявляла об ограничении работы на российском рынке, но по итогам второго и третьего кварталов 2022 года Alibaba Group в топ-10 рекламодателей уже не входит. На запрос РБК в пресс-службе компании не ответили.

Выбыл из рейтинга и южнокорейский концерн Samsung Electronics, годом ранее занимавший десятую строчку с рекламным бюджетом 1 млрд руб. Компания также не заявляла о завершении маркетинговой активности в России, но в марте приостановила на этот рынок поставки своей продукции. В сентябре «Известия» со ссылкой на источники сообщали о планах Samsung возобновить свою работу в России до конца года.

Эфир потерял половину брендов

Эффект от ухода западных рекламодателей с ТВ впервые проявился в апреле. За первые две недели месяца общее число рекламодателей, проводивших свои кампании на федеральных телеканалах, уменьшилось по сравнению с аналогичным периодом 2021 года почти в полтора раза — с 286 до 197. Число рекламируемых брендов упало почти в 1,8 раза — сказалось снижение числа рекламируемых брендов. Сократилась и продолжительность рекламных блоков — федеральные вещатели отдали под рекламу только 65% разрешенного времени. По закону телеканалы могут отводить под рекламу 12 минут в час, но не более 3 часов 36 минут в сутки.

Крупнейшие рекламодатели

По подсчетам Starlink, лидером по объемам рекламных бюджетов на ТВ и в интернете остается «Сбер», хотя его расходы на рекламу в этом сегменте и сократились в третьем квартале по сравнению с прошлым годом на 36%, до 2,4 млрд руб. Впрочем, по сравнению со вторым кварталом 2022-го рекламный бюджет у компании вырос на 28%. В пресс-службе «Сбера» комментировать статистику отказались.

На второе место с ростом рекламных расходов в 62% год к году вышло ООО «Интернет Решения», развивающее интернет-магазин Ozon, следует из статистики Starlink. На продвижение в Сети и на телевидении компания потратила за третий квартал 1,5 млрд руб. Годом ранее Ozon в топ-10 рекламодателей не входил. В пресс-службе Ozon объяснили, что считают национальное телевидение «наиболее эффективным способом продвижения распродаж и товаров продавцов», но комментировать статистику не стали.

«Вкусно — и точка» вошла в топ рекламодателей

По итогам третьего квартала 2022 года пятое место в рейтинге рекламодателей по медиабюджету на телевидении и в интернете заняла сеть общепита «Вкусно — и точка», запущенная в России в середине июня после ухода «Макдоналдса». Совокупные расходы компании на продвижение в этих сегментах, по подсчетам Starlink, составили 1,1 млрд руб. Это сопоставимо с рекламными бюджетами занимающей шестое место TCS Group Holding, которая представляет банк «Тинькофф» (чуть меньше 1,1 млрд руб.).

При этом сеть ресторанов «Макдоналдс», на месте которой открылись заведения «Вкусно — и точка», в число лидеров по рекламным бюджетам в третьем квартале 2021 года не входила. В июне после открытия сети «Вкусно — и точка» ее владелец Александр Говор говорил, что планирует вложить в развитие бизнеса до конца года 6,5–7 млрд руб. По сравнению со вторым кварталом 2022 года рост бюджетов «Вкусно — и точка» на ТВ и интернет-рекламу составил 4344%.

В пресс-службе «Вкусно — и точка» заявили, что компания «продолжает продвижение во всех медиаканалах и ищет наиболее эффективные точки взаимодействия с аудиторией». Это позволило поднять уровень узнаваемости бренда, который еще до запуска первой рекламной кампании стал известен благодаря обсуждению в соцсетях, до 80% с момента открытия, утверждают в компании.

Кто нарастил рекламные бюджеты, несмотря на кризис

Среди компаний, вошедших в топ-10 рекламодателей на ТВ и в интернете по итогам третьего квартала, рекламные бюджеты нарастили только представители сегмента офлайн и электронной розничной торговли. Наибольший рост — 108% год к году — показало АО «Тандер» (торговая сеть «Магнит»). На 89% увеличились расходы X5 Group (развивает сети «Пятерочка», «Перекресток», Чижик»), на 62% — Ozon.

«Магнит» в 2022 году увеличил объем рекламы на ТВ и в интернете на 12–20% по сравнению с прошлым годом, сообщили в компании. Около 50% всего объема инвестиций «Магнита» в массовую рекламу у них идет на продвижение ценового промо, и до конца года компания не планирует сокращать объемы рекламного размещения, добавил представитель ретейлера. В пресс-службе X5 Group на запрос РБК на момент публикации не ответили.

Но, несмотря на рост у отдельных игроков из топ-10, в целом сегмент ретейла снизил расходы на рекламу на 30% по сравнению с прошлым годом, до 16,4 млрд руб. В основном это связано с сокращением бюджетов других рекламодателей этой категории. «Яркими примерами здесь являются столкнувшийся с логистическими и инвестиционными проблемами AliExpress и ушедшая шведская IKEA», — объясняет глава отдела исследований Starlink Александр Андерсон.

Кто больше всех сократил расходы

Сильнее всего из десятки лидеров сократил рекламные затраты «Авито» — минус 48% год к году. Бюджеты на продвижение VK упали на 39%, «Сбера» — на 36%, «Яндекса» — на 32%, ВТБ — на 11%. «Тинькофф» сохранил траты на ТВ и интернет-рекламу на уровне прошлого года.

В пресс-службе «Авито» усомнились в корректности методики подсчетов Starlink, заявив, что данные «абсолютно некорректны и сильно отличаются от реальности». «Наш главный фокус в медиапланировании остается на усилении эффективности этих инвестиций», — отметили в «Авито». Андерсон уточнил, что отдельно взятый сегмент ТВ-рекламы у «Авито» действительно показал рост, а на совокупном показателе могла сказаться погрешность оценки интернет-бюджетов компании.

Представитель ВТБ заявил, что банк «традиционно планирует затраты на рекламу в соответствии с бизнес-задачами», а план рекламных кампаний корректируется в зависимости от рыночной ситуации. В пресс-службах VK и «Яндекса» от комментариев отказались, в «Тинькофф» на запрос РБК не ответили.

Что говорит главный продавец рекламы на ТВ

Основным лидером на телевидении, как сообщили РБК в пресс-службе НРА, остается категория e-commerce и интернет-сервисов. Они же, а также финансы и телеком являются одновременно и самыми быстрорастущими. Альянс также наблюдает высокую активность российских брендов. Абсолютные бюджеты отечественных рекламодателей, по информации НРА, выросли как за период с марта по август, так и за отдельно взятое лето. «С марта этого года портфель НРА увеличился более чем на 600 компаний, но пока что это клиенты с довольно небольшим чеком», — добавили в пресс-службе альянса, отказавшись при этом от прогнозов на конец года.

Сколько будет стоить реклама на ТВ в 2023 году

Национальный рекламный альянс (НРА), продающий рекламу на российском ТВ, еще в марте 2022 года повысил базовые расценки на 20% с августа по декабрь 2022 года. В сентябре отраслевое издание Sostav сообщило, как НРА будет рассчитывать инфляцию в телерекламе в 2023 году. При росте бюджета к 2022 году на 7% стоимость размещения на федеральном ТВ вырастет на 20%.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Интернет"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 5 декабря
EUR ЦБ: 89,9 (-0,69)
Инвестиции, 04:51
Курс доллара на 5 декабря
USD ЦБ: 76,97 (-0,99)
Инвестиции, 04:51
Держать лицо: как (не) изменилась деловая культура Китая РБК и ВТБ, 06:46
Число ограничивших полеты российских аэропортов выросло до десяти Политика, 06:34
Зеленский поручил запросить у США данные о переговорах Путина и Уиткоффа Политика, 06:24
Слюсарь сообщил об уничтожении дронов в двух районах Ростовской области Политика, 06:18
Трамп заявил о «напряженной работе» над завершением конфликта на Украине Политика, 05:54
Экс-премьер Британии Трасс объявила о своем шоу и пообещала разоблачения Политика, 05:40
Седьмой за ночь аэропорт приостановил полеты Политика, 05:06
Как располагать к себе людей
Интенсив о харизме
Узнать больше
Как устроен полный цикл производства шин РБК и Ikon Tyres, 05:02
Axios узнал, когда Трамп может объявить о новом правительстве в Газе Политика, 05:01
ZN рассказало о сохраненных Ермаком должностях после отставки Политика, 04:47
WSJ узнала о предостережении ЕС Киеву относительно сделки с Россией Политика, 04:30
Пассажиры аварийно севшего в Москве лайнера Red Wings вылетели на Пхукет Общество, 04:15
Парламент Бельгии встретил овациями слова премьера про российские активы Политика, 04:06
Поужинать и не потерять партнеров: тест на китайский этикет РБК и ВТБ, 03:52