Перейти к основному контенту
Технологии и медиа ,  
0 

Как выживают на падающем рекламном рынке нишевые интернет-СМИ

С кризисного 2009 года расходы рекламодателей на баннеры сокращаются. РБК выяснил, как в этой ситуации диверсифицируют свои доходы небольшие онлайн-СМИ, такие как Look At Me, The Village, Roem.ru, Adme.ru: они зарабатывают на спецпроектах, предлагают рекламодателям исследования своей аудитории, сотрудничают с интернет-магазинами и объединяют продажи с другими площадками.
Фото: Lori
Фото: Lori

Вынужденная перегруппировка

Темпы роста российского рекламного рынка в последние месяцы резко замедлились: если в I квартале этого года общие расходы рекламодателей выросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 9%, до 76,6-77,1 млрд руб. без НДС, то во II квартале — только на 3%, до 87,4-87,9 млрд руб. (данные Ассоциации коммуникационных агентств России, АКАР).

Отрицательную динамику в апреле-июне продемонстрировали сразу несколько медиасегментов: наружная реклама, пресса, реклама в кинотеатрах и внутри помещений. Также зафиксировано — впервые с кризисного 2009 года — сокращение расходов и в медийной интернет-рекламе (баннеры, всплывающие окна и другие подобные форматы): во II квартале падение составило 4%, до 4,6 млрд руб., против роста на 12%, до 3,4 млрд руб., в I квартале.

О снижении выручки от медийной рекламы на собственном сайте в апреле-июне отчиталась и крупнейшая российская интернет-компания «Яндекс»: ее доходы в этом сегменте упали на 16%, до 674 млн руб. Но «Яндексу» медийная реклама обеспечивает лишь 6% выручки, а 93% дохода приходится на контекстную рекламу (коммерческие ссылки в результатах поиска и на профильных ресурсах), спрос на которую по-прежнему стабильно растет. У небольших интернет-площадок такого источника дохода нет.

«Экономическая стагнация, плавно переходящая в кризис» уже заставила «перегруппироваться» интернет-холдинг Look At Me, объясняет один из его основателей Алексей Аметов. Еще в июле Look At Me объединил два своих ресурса — «городское СМИ общего интереса» The Village и сетевое издание о бизнесе Hopes&Fears. Сейчас 60% дохода холдингу, по словам Аметова, приносят два проекта: The Village и издание о креативе Look At Me, из которого вырос весь холдинг. Их ежемесячная аудитория, по данным TNS Russia на июнь этого года, достигает соответственно 1,314 млн и 970 тыс россиян 12-64 лет. У Hopes&Fears этот показатель равнялся 475 тыс человек, тогда как у также входящего в холдинг мужского журнала FurFur ежемесячная аудитория достигает почти 735 тыс, а у портала для девушек Wonderzine — 503 тыс.

Hopes&Fears развивался по плану, утверждает другой сооснователь Look At Me Василий Эсманов. Запущенный в 2012 году сайт должен был выйти на прибыль через 1,5 года. Сам холдинг Look At Media в целом прибылен, добавляет Эсманов, не раскрывая конкретных показателей.

Теперь Hopes&Fears — это раздел «Бизнес» на сайте The Village. Сама площадка должна стать федеральным общественно-политическим СМИ. «Игра в СМИ с вменяемой повесткой дня» очень своевременна, считает бывший главный редактор Hopes&Fears и нынешний редакционный директор Look At Media Николай Кононов. Он поясняет, что после изменений в редакциях принадлежащих холдингу Rambler&Co «Ленты.ру» и «Газеты.ру» эта ниша пустует.

«Изначально The Village называли рупором хипстеров и изданием для людей, которые снимают квартиру вдесятером в пределах Садового кольца. Но сейчас, как мне кажется, проект перерос это понятие — его читают в городах-миллионниках», — отмечает бывший главный редактор The Village Игорь Садреев (в июле стал главным редактором журнала Esquire). До объединения, по словам Садреева, около 60% аудитории приходили на сайт из Москвы. Сейчас, согласно статистике Similarweb, более 11% посетителей заходят на The Village с Украины. Садреев связывает рост аудитории с тем, что издание не обошло стороной политические протесты 2011-2012 годов и последние события на Украине. Теперь The Village будет давать новостную картину дня и создавать «лонгриды» — длинные истории на актуальные и «вневременные» темы, уточняет Кононов.

Ставка на спецпроекты

«Если Look At Media не потеряет якорную аудиторию, то отток рекламодателей ему не грозит», — считает директор по цифровым продуктам ИД Sanoma Independent Media Виктор Саксон. Но молодую «продвинутую» аудиторию бренды могут найти и на крупных площадках — достаточно купить баннеры на Mail.ru или «Одноклассниках», выставив таргетинг по возрасту и месторасположению. Этот способ быстро подходит крупным рекламодателям, которым нужно охватить аудиторию в несколько миллионов человек.

Аудитория нишевых сайтов сильно пересекается, поэтому, чтобы достучаться до большего числа уникальных пользователей, бренду все равно придется идти на Mail.ru, поясняет управляющий директор интернет-агентства Resolution Вадим Мельников. Он также отмечает, что расценки на баннеры у Look At Me выше, чем у крупных порталов, на что не могут не обращать внимание рекламодатели.

На The Village и подобные ресурсы рекламодатели приходят ради вовлечения аудитории, директор по маркетингку и стратегическому планированию агентства Traffic Isobar Юлия Удовенко. По ее словам, «выживают те из них, которые работают как креативные агентства — сами готовы генерировать контентные спецпроекты». Совместно с клиентом Look At Me придумывает цикл материалов или другой контент, который отвечает маркетинговым интересам компании и ценностям бренда. Этот спецпроект с пометкой, что он является партнерским, размещается на сайте СМИ. Для подобных The Village изданий стоимость таких спецпроектов, по оценке Удовенко, колеблется от 200 тыс. до 1 млн руб.

Именно на спецпроектах зарабатывает Look At Me, подтверждает Аметов. По его словам, медийная реклама дает около 40%, а контентные проекты — 60% выручки. Саксон оценивает годовую выручку Look At Media в 160-190 млн руб.

Половину дохода приносят спецпроекты и петербургскому онлайн-изданию «Бумага», рассчитанному на молодых горожан, говорит его главный редактор Кирилл Артеменко. Эта интернет-газета для молодого — в возрасте от 20 до 35 лет — петербуржца, разделяющего «ценности глобального мира», создана в 2012 году и пока, в отличие от Look At Me, убыточна. Ее запустили на собственные деньги несколько студентов Санкт-Петербургского университета. Сейчас все заработанные деньги идут на развитие, оплату налогов и зарплат четырем сотрудникам. Ежемесячная аудитория «Бумаги», по собственным оценкам, достигает 300-400 тыс уникальных пользователей.

Разложить по пакетам

Холдинг Look At Me с недавних пор начал экспериментировать с другими моделями заработка. Весной 2014 года компания начала продавать рекламодателям аналитические исследования своей аудитории. Кроме менеджеров самого холдинга к работе привлекают ученых из МГУ и Высшей школы экономики. Их задача — представить тренды в поведении аудитории: куда она ходит, что покупает и т.п. Исследования наподобие «Как ведут себя мужчины в возрасте от 20 до 35 лет, живущие в городах-миллионниках» продаются пакетом — за $50 тыс в год. В этом году планируется пакет из четырех материалов, в следующем году их будет шесть, рассказывает Аметов. Аналитика по заказу конкретного бренда стоит дороже — около $30-40 тыс за одно исследование. Пока проданы только два исследования по конкретному заказу.

Еще один эксперимент Look At Media — продажа рекламы на других площадках. Эти услуги компания начала оказывать в апреле 2014 года. Сейчас холдинг продает рекламу на пяти сайтах, в основном региональных, а осенью партнеров, по словам Аметова, будет 10. Медийную рекламу на собственных проектах и чужих сайтах сейлз-хаус продает в общих пакетах, объединяя их тематически. Например, в пакет Trendy Mama попадает чужой сайт Workingmama.ru и принадлежащие холдингу Wonderzine и The Village. Площадки не из Москвы входят в пакет «Регионы»: вместе с The Village холдинг предлагает баннеры на охватывающем несколько регионов Сибири ресурсе Sib.fm, уже упомянутой петербургской «Бумаге», казанском Inkazan.ru, воронежском Downtown.ru, нижегородском NN-Today.ru. «Бумага», по словам Артеменко, подписало договор с Look At Me 1,5 месяца назад, но пока рекламы не было.

Другие небольшие также объединяются. Например, в апреле 2014 года два онлайн-проекта об интернете «Цукерберг позвонит» и Tjournal, соинвестором которых является один из основателей «Вконтакте» Лев Левиев, образовали новый издательский дом «Комитет» — он по-прежнему пишет о стартапах и происходящем в интернете. Аудитория этих сайтов сейчас невелика, но растет; в мае 2014 года, под данным TNS Россия, «Цукерберг позвонит» ежедневно посещали около 17 тыс человек, а Tjournal — более 38 тыс.

«Комитет» объединился и с другими небольшими ресурсами для заработка. В ноябре 2013 года «Цукерберг позвонит» и Tjournal вошли в число 15 «молодых» (существующих меньше трех лет) медиа-проектов, продажей рекламы на которых занимается специально созданный рекламный холдинг Druzhba Media. Он продает медийную рекламу, объединяя издания в тематические пакеты, и также предлагает спецпроекты. «Мы заметили на рынке монополию Look At Media. Мы понимали, что если появится похожий продукт для той же аудитории с достаточно качественным контентом, ему будет сложно выживать», — поясняет гендиректор Druzhba Media Валентин Андриенко. По его словам, половина площадок, с которыми работает Druzhba Media, «выходит в ноль», около четверти работают в плюс, еще четверть убыточны.

Пост сдан

Свой способ компенсировать падение рекламных доходов придумала команда сайта для менеджеров интернет-компаний Roem.ru. Этой зимой на ресурсе появились платные посты, которые пишут в основном эксперты из IT-индустрии. Их публикуют на сайте ресурса и в сообществе Roem.ru в социальной сети «В контакте» с рекламным дисклеймером. Такой пост на сайте стоит около 15-20 тыс руб., во «В контакте» — 3 тыс руб.

Заказчики приходят напрямую (в этом случае соцсеть не получает комиссии), либо через «Биржу постов «В контакте» (сети достается 45% оплаты). «В итоге мы заработали больше, чем за аналогичный период год назад», — утверждает главный редактор Roem.ru Юрий Синодов. Тем не менее, этот ресурс не выходит в прибыль, а выручка составляет всего «несколько сотен тысяч рублей в месяц».

Впрочем, задача зарабатывать перед ним пока не ставится: сайт был запущен в 2007 году на деньги инвесторов из сферы технологий. Основной пакет (51%) принадлежит гендиректору IT-компании «Ашманов и парнтеры» Игорю Ашманову, еще 20% — вице-президенту «Ростелекома» Алексею Басову, а оставшиеся 29% — Синодову. По его словам, на запуск потратили около 1 млн руб., и с тех пор редакция не брала у инвесторов денег.

Нестандартные способы монетизации пробует казанский сайт о творчестве Adme.ru. В ноябре 2013 года он открыл интернет-магазин дизайнерских вещей AdMe Shop. Товары поставляет московское ООО «Фабула дизайна», работающее под брендом Fabika. Его гендиректор Федор Картуха рассказал РБК, что с идеей партнерства к Adme.ru пришел именно он. Продавец доволен результатом: средний чек на Adme.ru выше, чем на собственном сайте магазина. Размер комиссии, отчисляемой Adme.ru, Картуха не раскрывает. Продажи, по мнению гендиректора Fabika, растут за счет доверия к бренду Adme.ru. Этому сайту более 10 лет, ежедневно на него, по данным TNS, заходит около 229,5 тыс россиян. Fabika же существует только два года. Клиент, поясняет Картуха, покупает вещи в полной уверенности, что это продукт Adme.ru — даже коробки с товарами брендируются Adme.ru.

А еще в 2007 году Adme.ru решил монетизировать аудиторию за счет энциклопедии рекламы Advertolog.com. На этом ресурсе собраны тысячи статей на английском языке о рекламе, видеороликов, постеров. Годовая подписка на каталог стоит $295. При запуске основатель Adme.ru Марат Мухаметов заявлял, что этот проект создан для западной аудитории.

Сейчас Adme.ru пишет не только о рекламе, но также о дизайне и других формах творчества, делает подборки и переводы, собирает вдохновляющие цитаты. «Быть небольшим отраслевым сайтом сейчас — путь к самоубийству», — говорил Мухаметов в интервью «Афише» в мае 2014 года. Свои финансовые показатели Adme.ru не раскрывает.

Зато другое интернет-СМИ о рекламе — AdIndex.ru — осталось специализированным, что, по словам его гендиректора Василия Ананьина, позволяет ему развиваться: 90% средств ресурс зарабатывает самостоятельно, а инвестиции «идут постоянно, составляя порядка 10% от оборота». AdIndex продает подписку на закрытую базу данных и оффлайн-проекты, рекламу на сайте Adindex.ru, в печатной версии и спецпроектах (например, «Картах рекламного рынка»). Выручка компании в 2013 году, по собственным данным, составила 27 млн руб.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 18 апреля
EUR ЦБ: 100,28 (+0,34)
Инвестиции, 17 апр, 16:37
Курс доллара на 18 апреля
USD ЦБ: 94,32 (+0,25)
Инвестиции, 17 апр, 16:37
Акции каких российских IT-компаний недооценены рынком Pro, 14:51
Тренера «Рубина» дисквалифицировали на один матч за нецензурную перепалку Спорт, 14:44
Трехдневный пожар в здании биржи в Копенгагене. Фоторепортаж Общество, 14:43
Песков объяснил слова Путина «не надо так» в адрес губернатора Политика, 14:39
Бывший вице-мэр Москвы перейдет на работу в «Сбер» Финансы, 14:37
Адвокат оценила шансы на раздел имущества Лерчек и ее мужа без суда Общество, 14:37
ФРГ выступила против участия России в церемонии освобождения Бухенвальда Политика, 14:32
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
Песков назвал незаконными аресты собственности россиян за рубежом Политика, 14:32
World Press Photo назвала снимком года кадр из морга в секторе Газа Технологии и медиа, 14:31
Акции «Мосгорломбарда» снизились после рекомендации дивидендов Инвестиции, 14:28
Как 25-летние покупатели выбирают для себя жилье в Москве Недвижимость, 14:27
RBI предупредил о требовании ускорить сокращение бизнеса в России Финансы, 14:26
Цены на какао в Лондоне обновили исторический максимум Инвестиции, 14:22
МИД не подтвердил и не опроверг данные о срыве сделки по Черному морю Политика, 14:15