Лента новостей
Пользователи по всему миру пожаловались на сбои в работе Google Технологии и медиа, 18:00 Рей Далио: принципы богатейшего человека из первой сотни РБК и Издательство «МИФ», 17:59 Силуанов выступил против пересмотра порога инвестирования средств ФНБ Экономика, 17:52 Польша потратила 1,1 млн тонн нефти из резервов из-за проблем с «Дружбой» Экономика, 17:44 Киев подготовил «Газпрому» альтернативный вариант контракта на транзит Бизнес, 17:42 МВД пообещало «жесткие меры» к сотрудникам за провокации с наркотиками Общество, 17:40 «Один из нас»: что говорили в мире футбола и Кремле о задержании Платини Спорт, 17:33 Как составить безупречный иск и склонить суд на свою сторону Pro, 17:30 В Петербурге рухнула крыша торгового павильона Общество, 17:23 Глава Мосгорсуда объяснила решение судьи по делу Голунова Общество, 17:22 Стали известны даты матчей первых 8 туров чемпионата России по футболу Спорт, 17:22 Росстат сообщил о росте цен на бензин в мае на 17,5% Бизнес, 17:10 Москалькова предложила убрать пищевой мак из списка наркотических веществ Общество, 17:08 Курс доллара впервые с апреля опустился ниже 64 руб. Финансы, 17:08
Технологии и медиа ,  
0 
Роскомнадзор получил право на внеплановые проверки блогеров
Правительство уточнило «закон о блогерах». Роскомнадзор будет проверять интернет-площадки не по плану проверок разных видов бизнеса, который ежегодно готовит Генпрокуратура, а по обращению правоохранительных органов
Премьер-министр России Дмитрий Медведев (Фото: ТАСС)

Глава правительства Дмитрий Медведев подписал ​постановление, по которому ​Роскомнадзор будет проверять интернет-ресурсы, признанные по «закону о блогерах» организаторами распространения информации, внепланово. Регулятор сможет это делать на основании обращений правоохранительных органов или в случае, когда площадка прежде не отреагировала на предписание Роскомнадзора устранить нарушение.

Термин «организатор распространения информации» появился во вступившем в силу 1 августа прошлого года «законе о блогерах». Так называют любые коммуникационные сервисы, в том числе мессенджеры и социальные сети. Интернет-площадки с таким статусом должны хранить на территории России в течение шести месяцев обезличенную информацию о действиях своих пользователей (например, об обмене электронными сообщениями) и делиться этой информацией со спецслужбами и правоохранительными органами в случаях, оговоренных в других законах. О чтении самих сообщений речь не идет. Всех распространителей Роскомнадзор заносит в специальный реестр.

Площадки не признаются организаторами распространения информации автоматически: они должны пройти регистрацию, предоставить регулятору запрошенные документы. Например, в реестре до сих пор нет Facebook, Gmail, Twitter. Но в него еще осенью прошлого года попали четыре сервиса Mail.Ru Group (мессенджер «Агент Mail.ru», cоциальные сети «ВКонтакте» и «Мой мир», а также электронная почта Mail.ru), три сервиса «Яндекса» (облачное хранилище «Яндекс.Диск», сеть «Мой круг» и электронная почта»), сайты знакомств Wamba.ru и Mamba.ru.

У интернет-площадок появляются обязанности и ответственность. Они должны уведомить Роскомнадзор о начале своей работы как организатора распространения информации. Если уведомления не будет, площадку штрафуют на сумму до 300 тыс. руб. Если интернет-ресурс, который уже попал в реестр и признан «организатором распространения информации», не хранит данные о пользователях в России, его опять же ждет штраф — в размере до 500 тыс. руб. Если площадка не обеспечит технически доступ правоохранительных органов к данным по их запросам, с нее могут взыскать до 500 тыс. руб. Наконец, Роскомнадзор может добиться блокировки ресурса за неисполнение своих обязанностей как распространителя. Но сначала сервису дадут 15 суток на устранение нарушения.

В подписанном Медведевым постановлении № 327 от 8 апреля уточняется процедура проверок площадок. Это могут быть выездные проверки (сроком не более 30 дней для отдельных юрлиц и не более 60 дней для юрлиц, у которых есть представительства в разных регионах) или «документарные». В последнем случае Роскомнадзор запрашивает у площадки разные документы, в том числе «не относящиеся к предмету проверки» и полученные «от иных государственных органов». Регулятор в праве запрашивать разные документы, в том числе перечень пользователей. Роскомнадзор должен предупреждать о проверке за 24 часа.

Проверять «в случае необходимости» будут не только тех, кто уже попал в реестр. Роскомнадзор может потребовать документы и у компаний (иностранных и российских), и у частных лиц. В документе не уточняется, какие именно нарушения с их стороны возможны. «Я не знаю, какой логикой руководствовались авторы: мы можем проверять только тех, кто зарегистрирован в реестре. Может быть, речь идет о случаях, когда в рамках расследования какого-либо дела следователи запрашивают информацию о действиях пользователей на ресурсе. Если ресурс попадет под определение организатора распространения информации, мы сможем его проверить», — уточнил в разговоре с РБК пресс-секретарь Роскомнадзора Вадим Ампелонский. Он подчеркнул, что постановление не делает содержимое переписки пользователей соцсетей доступным для ведомства.

Форма проверок теперь «более-менее» упорядочена, что неплохо, считает ведущий аналитик РАЭК Карен Казарян. Но он заметил, что они могут происходить без согласования с планом прокуратуры, который придумали, «чтобы было нельзя просто взять и прийти на предприятие с проверкой». По закону «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» Генпрокуратура ежегодно составляет сводный документ о плановых проверках на основании обращений органов госконтроля.

В постановлении есть нормы, которые можно трактовать неоднозначно, считает источник, близкий к Минкомсвязи. По его словам, проект постановления подготовил Роскомнадзор, а сотрудники министерства смогли высказать свою позицию только после того, как он уже был подписан. Правительство наделило Роскомнадзор правом требовать от организатора распространения информации различные документы, говорит источник. Но по закону организатор не обязан не только предоставлять такие документы, но и иметь их у себя, отметил собеседник РБК. В результате площадки будут предоставлять лишь ту информацию, которую сочтут нужным, а некоторые будут отказываться это делать, считает он. Кроме того, в постановлении говорится, что Роскомнадзор вправе получать перечень пользователей, а эту информацию могут предоставить не все площадки, продолжает источник, так как, например, у Facebook около 800 млн пользователей. «Непонятно, что подразумевается под перечнем пользователей — их логины или вся учетная информация о человеке, которая содержится в личном кабинете», — добавил он.

«Данное постановление касается прежде всего вопросов проверки выполнения организаторами распространения информации требований о правилах хранения информации о фактах приема, передачи и доставки информации. То, что такой документ готовится, было известно давно и не было секретом. Вопросы вызывают скорее сроки и практические аспекты проведения проверки, чем сам факт принятия такого документа», — прокомментировала пресс-служба Mail.ru Group.

Представитель Twitter отказался от комментариев, как и представитель «Вконтакте». Google, Facebook, «Яндекс», Rambler&Co пока не ответили на запросы РБК.