Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Крупнейший производитель хлеба назвал вклад муки в подорожание батона Бизнес, 07:10
Алексей Тулупов — РБК: «Зачем стране бизнес, который надо поддерживать?» Бизнес, 07:00
Классика вне времени: стратегия инвестиций в искусство Павла Третьякова РБК и Амарант, 06:30
Вильфанд предупредил о резких перепадах температуры в Европе зимой Общество, 06:29
Конгресс США согласовал проект оборонного бюджета на рекордные $858 млрд Политика, 06:16
Как россияне смотрели телевизор в 2022 году. Инфографика Технологии и медиа, 06:00
В миссии России при ООН заявили о поддержке идеи безопасной зоны у ЗАЭС Политика, 05:45
Объясняем, что значат новости
Вечерняя рассылка РБК
Подписаться
Орбан призвал не строить будущее Европы на «куче долга» из-за Украины Политика, 05:23
TSMC увеличит инвестиции в строительство заводов в США до $40 млрд Бизнес, 05:22
Осужденного за киберпреступления в США Мартышева депортируют в Россию Общество, 04:49
Австрия выступила против присоединения Болгарии и Румынии к Шенгену Политика, 04:35
В ООН сообщили, что Россия вошла в топ-5 стран по распространению ВИЧ Общество, 04:32
Пожар в ресторане Zuma из российского топ-25 во Владивостоке потушили Общество, 03:44
Британия и США объявили о заключении газовой сделки «в противовес России» Политика, 03:38
Вклад «Лучший %»
Сумма
Срок
Ваш доход
0
Ставка
0%

Реклама, Рекламодатель ПАО Сбербанк.

Предварительный расчет по повышенной ставке. Не является публичной офертой.

Технологии и медиа ,  
0 

Совет Федерации предложил уточнить определение блогера в законах

Совет Федерации предложил внести в законодательство термины «популярный блогер» и «социальная сеть». Сейчас под действие так называемого закона о блогерах, по сути, попадает любая площадка с 3 тыс. посетителей в день
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

Что такое блогер

Новый пакет поправок в федеральный закон №149 «Об информации, информационных технологиях и защите информации» обсуждался в четверг, 12 марта, в Совете Федерации на заседании профильной рабочей группы.

Статью 2 предлагается расширить на четыре пункта, в которых, в частности, вводятся определения понятий «социальная сеть» и «популярный блогер». Под соцсетью подразумевается интернет-сайт, который предоставляет пользователям «возможность самопрезентации», а также построения и организации социальных связей «посредством регистрации профилей (аккаунтов/блогов) и дальнейшего взаимодействия между ними». Под популярным блогером – физическое лицо, зарегистрировавшее профиль в соцсети, или владелец автономного блога, в котором размещается общедоступная информация и который в течение суток посещают более 3 тыс. пользователей интернета.

Также предложено изложить статью 10 в новой редакции – уточнить, что все указанные в ней права, обязанности и запреты относятся именно к популярным блогерам. Слово «блогер» везде заменяется на «популярный блогер», а определение «владелец сайта и (или) страницы сайта» – на «владелец профиля (аккаунта/блога) в социальной сети или автономного блога».

Поправки разработал зампред комитета Совфеда по конституционному за​конодательству и госстроительству Константин Добрынин. Профильная группа их поддержала, а председатель Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов согласился, что в действующей редакции закон имеет «массу проблем». В Госдуму поправки будут внесены к концу весенней сессии, сообщил Добрынин.


Как выполняется закон о блогерах

Первые узаконенные блогеры

Федеральный закон от 5 мая 2014 года №97 вступил в силу 1 августа 2014 года. Первым в реестре блогеров Роскомнадзора зарегистрировалось сообщество в соцсети «ВКонтакте» «Типичный Екатеринбург». Через две недели ведомство рапортовало, что получило 580 заявок на регистрацию, причем 98 уже успело отклонить, сочтя заявителей не такими уж популярными. Впоследствии СМИ разрозненно сообщали о регистрации аккаунтов известных личностей (депутат Госдумы Мария Кожевникова, министр связи Николай Никифоров и другие). Но полный список не был доступен широкой общественности.

Непубличный публичный список

В октябре в СМИ появилась информация об утечке данных из реестра. Интернет-пользователь, известный под ником «Золотой парень», сообщил журналистам, что в список попали сообщества MDK, «Пикабу», страницы блогеров Кати Клэп, Павла Микуса и певицы Виктории Дайнеко, а также Twitter самого Роскомнадзора. Ведомство в ответ заявило, что об утечке говорить не приходится, так как реестр является открытым. Чтобы ознакомиться со списком популярных блогеров, необходимо скачать один из многочисленных заархивированных файлов. Но после разархивации файлы отображаются неверно, на них не виден текст, однако все же можно разглядеть гиперссылки, ведущие на страницы блогеров.

Политиков не касается

В ноябре представители Роскомнадзора сообщили, что за три месяца в реестр были внесены 144 человека, а еще 258 заявок обрабатываются. В марте ведомство сообщило о пятисотом зарегистрированном блогере.

Никакого наказания для блогеров, которые добровольно не внесли свои данные в реестр, не предусмотрено. Как результат, до сих пор незарегистрированными остаются такие блогеры, как Дмитрий Медведев (Twitter @MedvedevRussia – 3,5 млн читателей), Рамзан Кадыров (Twitter @RKadyrov – 164 тыс. читателей, Инстаграм kadyrov_95 – 885 тыс.), Владимир Жириновский (Twitter @Zhirinovskiy – 1,26 млн читателей), Сергей Миронов (Twitter @mironov_ru – 200 тыс. читателей) и Дмитрий Рогозин (Twitter @Rogozin – 504 тыс. читателей).

О преследовании какого-либо блогера в связи с внесением или невнесением в реестр до сих пор не сообщалось.


Снова правят

Закон «Об информации...» уже переписывали в прошлом году: поправки, введенные законом №97 от 5 мая, окрестили законом о блогерах – они фактически приравняли популярных в соцсетях авторов к СМИ. Таким автором, согласно действующей редакции, считается «владелец сайта и (или) страницы сайта, на которых размещается общедоступная информация и доступ к которым в течение суток составляет более 3 тыс. пользователей». Таким образом, под действие закона теоретически подпадает любая площадка с ежедневной аудиторией свыше 3 тыс. человек. Например, эксперты Российской ассоциации электронных коммуникаций отмечали, что даже интернет-магазин в таком случае следует считать блогером.

Популярные блогеры обязаны пройти регистрацию и внести свои данные в специальный реестр Роскомнадзора. Блогеры обязаны проверять достоверность публикуемой информации, указывать возрастные ограничения для посетителей, соблюдать правила предвыборной агитации. Популярным авторам запрещается распространять сведения о частной жизни граждан и использовать в своих записях нецензурные выражения.

Роскомнадзор 5 марта сообщил на своей странице в социальной сети «ВКонтакте», что с момента вступления поправок в силу служба внесла в реестр 500 блогеров, ежедневное количество читателей которых превышает 3 тыс. пользователей. Самым популярным блогером среди россиян в «ВКонтакте» оказалась депутат Госдумы, актриса Мария Кожевникова: посещаемость ее страницы превышает 820 тыс. человек в сутки. Также Роскомнадзор привел статистику наиболее распространенных среди блогеров соцсети нарушений: на первом месте – нецензурные выражения (60%), на втором – пропаганда наркотиков (24%), далее следуют оскорбление чувств верующих (6%), экстремизм (5%) и пропаганда нацистской атрибутики (5%). Общей статистики по популярности блогеров в России служба не публикует, отмечают в пресс-службе Роскомнадзора.​

Авторы
Теги