Перейти к основному контенту
Технологии и медиа⁠,
0
Эксклюзив

Российский рынок разработки видеоигр вырос почти на 20%

Как компании адаптировались к санкциям и проблемам с платежами
Доходы топ-50 российских разработчиков видеоигр в 2023 году выросли на 18%. Эксперты объясняют это низкой базой 2022 года и инвестициями в отрасль со стороны властей, но говорят о проблемах из-за санкций и отсутствия экспорта
Фото: Михаил Терещенко / ТАСС
Фото: Михаил Терещенко / ТАСС

Совокупная выручка топ-50 крупнейших российских компаний — разработчиков видеоигр по итогам 2023 года выросла на 18% и достигла 45,4 млрд руб. Об этом говорится в исследовании компании Smart Ranking, с которым ознакомился РБК. Аналогичный показатель за 2022 год составил 38,55 млрд руб.

Как считали

В рейтинг Smart Ranking включены частные компании, чей бизнес относится к сегменту разработки игр (геймдев, от англ. game development). Данные о выручке были получены путем анкетирования или из бухгалтерской отчетности. При расчетах выручки учитывались те юридические лица, коды Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) которых связаны непосредственно с разработкой игрового продукта. Если разработчик работает как группа компаний и имеет несколько юрлиц с одним профильным кодом ОКВЭД, их выручка суммировалась.

Крупнейшей по показателю выручки геймдев-компанией, как следует из исследования, стала Lesta Games, поддерживающая в России и Белоруссии «Мир танков», «Мир кораблей» и Tanks Blitz. За 2023 год ее выручка выросла на 60% и достигла 19,1 млрд руб. На втором месте с доходом 10 млрд руб. (рост год к году — 10%) находится Astrum Entertainment, известная как издатель шутера Atomic Heart и ряда многопользовательских онлайн-игр. Замыкает тройку лидеров разработчик и дистрибьютор игр Innova (Lineage II, Blade & Soul, Ragnarok) с выручкой 2,8 млрд руб. (плюс 47% год к году).

Разработчики игр — РБК: «Никто не ожидал, что Google превратится в тыкву»
Технологии и медиа

Из топ-50 компаний 17 участников рынка потеряли в выручке по сравнению с 2022 годом в диапазоне от 2 до 97%. Лидером по приросту выручки за 2023 год — на 127%, до 616,6 млн руб. — стала волгоградская студия «Кефир», известная по мобильным играм Last Day on Earth и Frostborn.

Наибольший рост за год показал сегмент игр для консолей, увеличившийся на 43,61%. Однако в абсолютных цифрах этот сегмент незначителен и составляет лишь 598 млн руб. При этом более половины рынка (77,6%) занимают игры для компьютеров — 35,2 млрд руб.

Сколько зарабатывают мировые лидеры геймдева

Большая часть глобальных компаний с самыми большими доходами от игровых проектов — это холдинговые корпорации, разрабатывающие целый пул продуктов, отмечается в исследовании Smart Ranking. Создание и распространение игр выступает основным видом деятельности только для двух компаний в мировом топ-10: Electronic Arts (серии игр Battlefield, FIFA, Need for Speed, «Гарри Поттер») с доходом от игр $1,9 млрд и Activision Blizzard (известна главным образом по франшизе Call of Duty) — $2 млрд. Глобальным лидером выступает китайская компания Tencent (доход от игр в 2023 году — $7,4 млрд), на втором месте — Apple ($3,7 млрд), на третьем — Sony ($3,4 млрд).

С чем связан рост рынка

Уход крупных иностранных компаний из России в 2022 году привел к появлению ниши, которую постепенно начали занимать отечественные разработчики, рассказали РБК в Astrum. Из-за сложности оплаты покупок в зарубежных игровых магазинах многие российские пользователи перешли на российские платформы. Кроме того, в 2023 году несколько крупных проектов получили государственное финансирование, что тоже привело к общему росту рынка, добавляют в Astrum. Среди таких проектов, например, — видеоигры «Смута» и «Спарта», средства на разработку которых выделял в том числе Институт развития интернета.

Глава ИРИ — РБК: «Блогерское сообщество разобщено и разнородно»
Бизнес
Алексей Гореславский

Аналогичное мнение высказали и аналитики Smart Ranking: рост российского геймдева, в первую очередь, связан с восстановлением рынка после падения в 2022 году, когда многие компании покинули страну и прекратили здесь свою деятельность. Кроме того, аналитики отмечают стабильный спрос на игры, а также рост интереса инвестфондов и государства к индустрии.

Операционный директор «Мира танков» (Lesta Games) Борис Синицкий подтверждает тренд на рост рынка. У самой Lesta Games совокупная выручка по всем продуктам группы за первые шесть месяцев этого года уже на 50% выше, чем за тот же период 2023 года. «В непростые времена люди зачастую обращаются к самым простым и доступным типам развлечений, а игры — один из самых удобных вариантов, — объясняет он причины тренда. — Кроме того, западные санкции значительно ограничили доступ нашей аудитории к зарубежным фильмам, сериалам, играм, шоу, спортивным трансляциям. Санкции ударили по рынку видеоигр, значительно усложнив и ограничив доступ к ним. Поэтому наш рынок растет. Не каждый готов тратить свое время и силы на обход платежных ограничений».

Какие проблемы остаются у отрасли

Борис Синицкий из Lesta Games в числе основных проблем российского геймдева называет сохраняющееся санкционное давление и платежные ограничения. Кроме того, вызовом остаются и технологические риски, отмечает эксперт: «Речь идет про оборудование для поддержания высокого качества доступа в интернет и товары, которые растут в цене в силу параллельного импорта — консоли, компьютеры и даже мобильные устройства».

Экономика GTA: чем известны самые дорогие видеоигры в истории
Технологии и медиа
Фото:RockstarGames / Twitter

В Smart Ranking, в свою очередь, говорят о высокой стоимости разработки игр при их достаточно низкой окупаемости. Среди других проблем — сложности с экспортом игр за рамки рынка СНГ и нехватка частного финансирования и профильных инвесторов, которые бы понимали механику создания и продвижения игр. Глава агентства TelecomDaily Денис Кусков также обращает внимание на проблему пиратства: теневой рынок видеоигр, по его словам, все еще заметно больше легального.

Россия по-прежнему испытывает нехватку инвестиций в игровые проекты, что в целом соответствует общемировой тенденции, отмечают в Astrum. «Проекты высокого уровня требуют больших инвестиций, которые сложно окупить на локальном рынке, поэтому встает вопрос об экспорте на рынки Азии и Латинской Америки, — говорят в компании. — Пока на российском рынке есть лишь точечные истории успеха в экспорте игр за рубеж».

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "IT"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
00 часов : 00 минут : 00 секунд
00 дней

Считаем дни
до Нового года

Реклама ООО “БОРК Импорт”

Лента новостей
Курс евро на 24 декабря
EUR ЦБ: 92,81 (-0,05)
Инвестиции, 23 дек, 17:46
Курс доллара на 24 декабря
USD ЦБ: 78,59 (-0,73)
Инвестиции, 23 дек, 17:46
Губернатор рассказал о последствиях атаки дронов на Тульскую область Политика, 07:44
За ночь силы ПВО уничтожили над Россией 172 дрона Политика, 07:32
Кто такой ИИ-директор и какие компании в России ищут таких специалистовПодписка на РБК, 07:31
Роскачество нашло кишечную палочную в красной икре пяти торговых марок Общество, 07:29
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 07:22
Москвичей предупредили о морозах и снегопадах до конца недели Общество, 07:19
Банки спрогнозировали всплеск числа отказов в автокредитах Финансы, 07:09
Определите свой тип лидерства
Это займет всего 5 минут
Пройти тест
МВД выявило новую мошенническую схему с оформлением пропусков в военкомат Общество, 07:00
Пентагон счел США все более уязвимыми на фоне военной мощи Китая Политика, 06:59
Аэропорт Ярославля ввел ограничения на полеты Политика, 06:28
В Австралии британцу впервые аннулировали визу за свастику Политика, 05:53
Собянин сообщил об отражении атаки на Москву еще одного дрона Политика, 05:34
Reuters сообщил о планах США захватить еще один танкер из Венесуэлы Политика, 05:31
«Золотая лихорадка»: как компании превратить данные о клиентах в деньги РБК и PostgresPro, 05:20