Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Военная операция на Украине. Главное Политика, 17:09
Старение можно побороть: какие научные достижения помогут продлить жизнь Pro, 17:08
Воробьев попросил жителей Подмосковья не разводить костры в лесах Общество, 17:05
Оцените цифровую зрелость вашего бизнеса РБК и S+Консалтинг, 17:04
Водителям в Запорожье начали выдавать российские удостоверения и номера Политика, 17:00
МВД заявило об ударе российских военных по ИT-преступности на Украине Политика, 16:55
Зеленский обсудил с Гутеррешем ситуацию вокруг ЗАЭС и «зерновую сделку» Политика, 16:54
Олимпийскую чемпионку Щербакову прооперировали в Германии Спорт, 16:53
РБК Comfort
Получайте рассылку с новостями, которые влияют на качество вашей жизни.
Подписаться за 99 ₽ в месяц
«Макдоналдс», Paulig, Starbucks: как теперь называются знакомые бренды Общество, 16:51 
Студент заработал $110 млн на торговле мемными акциями «IKEA из США» Инвестиции, 16:47
Куйвашев назвал «охотой на ведьм» изъятие из школ книги «Полынная елка» Политика, 16:42
Обмен, возврат и форс-мажор: что умеют сервисы для командировок РБК и Smartway, 16:41
В зарубежных компаниях работали 8 млн сотрудников. Что с ними происходит Pro, 16:37
МВД Латвии предложило приостановить выдачу повторных ВНЖ россиянам Политика, 16:36
Технологии и медиа ,  
0 

Российскому рекламному рынку пообещали рост в 0,8% в 2015 году

Агентство ZenithOptimedia не теряет оптимизма: в 2015 году благодаря увеличению бюджетов на интернет весь российский рекламный рынок вырастет на 0,8%. На ТВ, в главном медиасегменте, затраты на рекламу останутся, по версии авторов прогноза, на уровне этого года. Сами вещатели ждут падения доходов на 15%.
Фото: Lori
Фото: Lori

Рост все-таки будет

Аналитики ZenithOptimedia, ежеквартально обновляющие свой прогноз развития рекламного рынка, озвучили свою новую оценку. По этому году она оказалась даже чуть лучше, чем сентябрьская. Тогда агентство предполагало, что по итогам 2014 года общие затраты на рекламу увеличатся на 1,2%, до 331,7 млрд руб. без НДС, сейчас речь идет уже о росте на 1,4%, до 332,4 млрд руб.

В этом году свои рекламные доходы увеличат только радиовещатели и интернет-площадки, прогнозировало три месяца назад агентство. Сейчас его аналитики считают, что рост, хоть и незначительный, всего на 1%, до 157,8 млрд руб., будет и на ТВ. Пресса и наружная реклама, как и ожидалось ранее, уйдут в минус.

Но рост общих затрат на рекламу в этом году обеспечил в первую очередь очень удачный первый квартал, когда проходившая в Сочи зимняя Олимпиада заставила компании, прежде всего спонсоров и партнеров Игр, увеличить свою маркетинговую активность. В январе–марте расходы на рекламу выросли, по оценке Ассоциации коммуникационных агентств России, сразу на 9%, до 76,6–77,1 млрд руб.

Такой же прирост – на 9%, до 38,6–39,1 млрд руб., в первом квартале был зафиксирован и на отдельно взятом ТВ. Во втором прирост в этом сегменте равнялся уже только 1%, до 39,8 млрд руб., в третьем – 3%, до 33,7 млрд руб., а в четвертом, если ориентироваться на последний прогноз ZenithOptimedia, должно быть уже падение на 6%, до 45,2–45,7 млрд руб.

Смотрят на нефть и рубль

В следующем году обвала рынка не будет, считают аналитики ZenithOptimedia. По их мнению, из всех сегментов положительную динамику – рост на 10%, до 90,7 млрд руб., продемонстрирует только интернет. Рекламные доходы телеканалов и радиостанций останутся на уровне 2014 года, а в минусе по-прежнему будут только пресса и наружная реклама. Причем если в этом году рекламная выручка издателей снизится на 15%, до 31,5 млрд руб., то в 2015-м – лишь на 10%, до 28,3 млрд руб. В итоге благодаря интернету общие затраты на рекламу в следующем году увеличатся на символические 0,8%, до 335 млрд руб., полагают авторы прогноза.

В ZenithOptimedia оговариваются: это оптимистичный прогноз, и он будет справедлив, только если стабилизируются цены на нефть и внешнеполитическая ситуация. На потребительскую активность населения и, соответственно, на рекламную отрасль ключевое влияние оказывает и продолжающееся ослабление рубля, добавляют авторы прогноза. Они не исключают, что сделают новую, скорректированную, оценку до следующей официальной публикации прогноза в марте 2015 года.

В 2008 году мировой финансовый и, как следствие, экономический кризис стал очевиден только осенью. Благодаря трем успешным кварталам объем всего рекламного рынка в том году вырос, по данным АКАР, на 18%, до 257,2 млрд руб., но уже в следующем, 2009-м, упал на 27,5%, до 186,4 млрд руб. Рекламные доходы тогда снизились во всех сегментах за исключением интернета. Он по итогам 2009 года зафиксировал рост на 19%, до 17,8 млрд руб. Тогда доля интернета на всем рекламном рынке не дотягивала до 10%. В 2015 году, по версии ZenithOptimedia, она будет уже почти 25%.

Pro
Фото: Lauren DeCicca / Getty Images Ждет ли рынок доставки монополия, если «Яндекс» купит Delivery Club
Pro
Фото: Kevin Frayer / Getty Images Все пути ведут в Китай: как перевозчикам пережить транспортную блокаду РФ
Pro
Русский авось: как изменился риск-менеджмент крупнейших компаний России
Pro
Фото: Владислав Шатило / РБК В зарубежных компаниях работали 8 млн сотрудников. Что с ними происходит
Pro
Фото: Justin Sullivan / Getty Images Почему продажа Netflix — лишь вопрос времени
Pro
Герой республики: как стоматолог сбежал от родителей и заработал $1 млрд
Pro
Четыре проблемы управленческого учета в малом бизнесе
Pro
Фото: Scott Barbour / Getty Images Как россиянам теперь сдавать TOEFL и IELTS и как к этому подготовиться

Все зависят от ТВ

Из других крупнейших рекламно-коммуникационных холдингов свои прогнозы на 2015 годы озвучили только в OMD OM Group и только по двум медиа.

В наружной рекламе падение может составить 10% – примерно с 40,7 млрд руб. в 2014-м до 36, 6 млрд руб. Коммерческая загрузка рекламных конструкций снизится на 10–20%, больше всего сократят свои бюджеты финансовые организации, автоконцерны и их дилеры, ретейлеры и производители одежды и обуви, полагают в OMD OM Group.

В интернете и цифровых медиа в целом OMD OM Group ожидает роста на 19%, до 85,6 млрд руб., в 2014 году и на 17%, до 99,9 млрд руб. в 2015-м. Но увеличение доходов обеспечит прежде всего контекстная реклама (коммерческие ссылки в результатах поиска и на профильных ресурсах), расходы на медийную, или баннерную, рекламу практически не растут. Это подтверждают и данные АКАР: по ее оценке, в январе–сентябре расходы на баннерную рекламу уже снизились на 2%, до 12,9 млрд руб.

В прессе падение рекламных доходов в 2015 году будет не меньше, чем в этом, то есть минимум на 10%, говорил в минувшем ноябре в интервью РБК президент Hearst Shkulev Media Виктор Шкулев.

В крупнейших радиохолдингах затруднились оценить спрос на рекламу в следующем году. На доходы радиовещателей в первом полугодии будет сильно влиять сегмент телерекламы, лаконичен президент вещательной корпорации «ПрофМедиа» Юрий Костин.

Рекламодатели не торопятся

В ноябре группа «Видео Интернешнл» (Vi), которая отныне контролирует размещение рекламы на всем эфирном ТВ, предупредила своих клиентов, что общие расходы на телерекламу в 2015 году, скорее всего, снизятся на 10–15%, рассказывали РБК топ-менеджеры двух каналов. Сейчас они уточняют: в декабре руководству Vi более реалистичным уже виделось падение на 15%, но не исключено и снижение на 20%. В 2009 году общий бюджет на телерекламу снизился, по оценке АКАР, на 18%, до 96,4 млрд руб.

В текущей ситуации экономической неопределенности корректное прогнозирование невозможно, ответила на запрос РБК представитель Vi Елизавета Свиридова. По ее словам, понимание, каким будет для ТВ следующий год, появится лишь в конце декабря. Переговоры с рекламодателями начались «не так давно», и пока объем заключенных сделок еще не достаточен, чтобы оценить, как в среднем изменились расценки на телерекламу в 2015 году, добавила Свиридова.

Пока официально объявлялось о закрытии двух сделок с крупными рекламодателями. Свои телевизионные бюджеты на следующий год согласовали Danone и Reckitt Benckiser. В рейтинге крупнейших рекламодателей на ТВ, составленном отраслевым изданием AdIndex по итогам 2013 года, эти компании занимают, соответственно, 12-е и 14-е места с бюджетами 3,1 млрд и почти 3 млрд руб.

Авторы
Теги