«Яндекс.Драйв» заблокирует водителей за игру в «шашки» и резкие старты
Каршеринг «Яндекс.Драйв» решил повышать стоимость пользования сервисом для тех, кто ездит неаккуратно. Об этом сообщили РБК в компании.
«Яндекс.Драйв» разработал новую модель анализа вождения, которая заработала с 8 июня. Пользователей сервиса теперь будут ранжировать по степени риска ДТП. Этот статус будет отображаться в приложении, где в зависимости от того, как водитель ездит, будет меняться цвет шкалы и статус.
Сам алгоритм будет оценивать стиль вождения клиентов сервиса на основе последних 200 км за рулем. Система будет анализировать следующие показатели:
- резкий старт и торможение,
- игру в «шашки»,
- крутые входы в повороты,
- превышение скорости.
После этого система предупредит водителя о неаккуратном вождении и «покажет, где были нарушения, и посоветует, как водить аккуратнее». Далее возможны три варианта действий:
- если водитель не реагирует на предупреждения — то стоимость аренды машин «Яндекс.Драйва» вырастет.
- если водитель реагирует — цены аренды возвращаются на прежний уровень
В крайнем случае сервис пригрозил, что заблокирует доступ к аренде машин — «сначала временно, а потом навсегда».
В компании отметили, что для обучения алгоритма система проанализировала обезличенные данные водителей за последние 2,5 года в более чем 100 млн поездок. В итоге «90% водителей ездили аккуратно и по итогам получили статус «хороший водитель», говорится в сообщении «Яндекс.Драйв».
Аналитики изучали факторы, которые создавали аварийные ситуации и влияли на безопасность (например, резкие перестроения или торможения). На основе этих данных сервис обучил новую модель, и теперь она лучше определяет степень вероятности попадания в ДТП.
Для снижения аварийности в каршеринговых сервисах применяются и другие способы. Так в компании BelkaCar рассказали РБК, что используют для предотвращения ДТП системы телематики.
«Мы отдаем предпочтение другим инструментам взаимодействия с пользователями, стараясь предотвратить и предупредить, а не наказать. Все машины BelkaCar оснащены системами телематики, что позволяет оценить манеру вождения пользователя и предпринять меры. В частности, в конце каждой поездки клиент получает уведомление о допущенных нарушениях, включая превышение скорости или опасную езду, — добавили в пресс-службе сервиса, — после внедрения этого инструмента аварийность снизилась на 20%. Таким образом, даже без применения жестких мер, ограничившись простым информированием, можно добиться качественных изменений».
В компании подчеркнули, что не видят большой необходимости в корректировке поведения пользователей благодаря избирательному подходу на этапе регистрации клиентов. «Мы уже на старте отсекаем больше желающих воспользоваться нашим сервисом, чем другие операторы, но в результате у нас вежливые и аккуратные водители», — сообщили в пресс-службе BelkaCar.
По данным Russian Automarket Research, на конец 2020 года общий парк каршеринга в России составлял 44,4 тыс. автомобилей. Крупнейшими игроками по этому показателю были «Яндекс.Драйв» (27,3%), «Делимобиль» (27%), BelkaCar (11,3%) и «Ситидрайв» (10,5%). Сам «Яндекс.Драйв» сообщает, что это крупнейший в мире каршеринг по размеру автопарка — 16 000 автомобилей разных марок. Сервис работает в Москве, Петербурге, Казани и Сочи.