Перейти к основному контенту
Технологии и медиа ,  
0 
Эксклюзив

Таксопарки предупредили о скором возвращении «бомбил»

Из-за экономических сложностей деятельность этих компаний стала убыточной
Таксопарки заявили о влиянии кризиса на безопасность и возможном возвращении «бомбил»
Представители таксопарков пожаловались на ухудшение условий ведения бизнеса, предупредили о возможном возвращении «бомбил» и снижении безопасности поездок. Власти и агрегаторы рассматривают варианты поддержки участников рынка
«Яндекс» YNDX ₽2 130 +2,86% Купить
VK VKCO ₽492 -1,99% Купить
Фото: Андрей Любимов / РБК
Фото: Андрей Любимов / РБК

Опрошенные РБК представители таксопарков рассказали, что в новых экономических условиях они столкнулись с проблемами, которые могут потенциально привести к сокращению их количества в стране и ухудшению качества сервисов. Среди проблем участники рынка упомянули:

  • повышение платежей по лизинговым договорам;
  • увеличение стоимости новых транспортных средств и запчастей, а также их дефицит;
  • рост стоимости ОСАГО;
  • отсутствие роста цен на поездки;
  • падение спроса на услуги такси;
  • текучка кадров среди водителей и т.д.

Исполнительный директор таксопарка «КомфортСервис» Дмитрий Коваленко говорит о критичном подорожании запчастей и транспортных средств на фоне низкой стоимости поездок. Это вынуждает водителей уходить из сферы, так как они практически «перестали получать деньги», настаивает Коваленко. Кроме того, по его словам, грядущий уход «Ситимобила» с рынка (планирует прекратить работу с 15 апреля) еще более ухудшит положение водителей, так как сведет к минимуму конкуренцию среди агрегаторов.

«Ситимобил» назвал дату прекращения работы
Бизнес
Фото:Андрей Любимов / РБК

По словам владельца таксопарка GDel Андрея Складчикова, деятельность таксопарков «превратилась в убыточную». «Мы надеемся на поддержку агрегаторов и государства, готовы обсуждать возможные критерии и KPI для ее получения. В противном случае уже скоро на рынке такси останутся одни «бомбилы», что убьет сервис, а о безопасности перевозок вообще можно будет забыть окончательно», — категоричен Складчиков.

С какими проблемами столкнулись таксопарки и чем это грозит пассажирам — разбирался РБК.

Что не так с лизингом

В конце марта таксопарк NEXT (насчитывает около 10 тыс. водителей в месяц в Москве и Екатеринбурге) направил письмо в Центробанк с просьбой запретить одностороннее увеличение лизинговых платежей и предоставить льготы или рефинансирование. Копия письма есть у РБК, его подлинность подтвердил гендиректор этой компании Евгений Ермолаев. По его словам, лизинговые компании в одностороннем порядке увеличили размер платежей, в том числе по заключенным ранее договорам. В качестве примера он привел повышение стоимости у «Major Лизинг» с 79 тыс. до 96 тыс. руб. за одно транспортное средство. О намерении увеличить платежи, по словам Ермолаева, их также уведомил еще ряд компаний, в том числе «CTRL лизинг». «Если представители власти не примут никаких мер, таксопарки не смогут осуществлять принятые обязательства, некоторые из них начнут процедуру банкротства, что приведет к сокращению рабочих мест», — предупредил Евгений Ермолаев. По его словам, таксопарк также направил письма в ФАС и прокуратуру Москвы с просьбой проверить законность и обоснованность действий лизинговых компаний.

Власти Москвы удвоили субсидии на покупку автомобилей такси и каршеринга
Бизнес
Фото:Андрей Любимов / РБК

Представитель ЦБ не ответил на вопрос об обращении NEXT, но отметил, что в его компетенции не входит регулирование лизинговой отрасли. При этом собеседник РБК сообщил, что правительство разрабатывает законопроект, который будет предусматривать льготный период для лизингополучателей по аналогии с законом о кредитных каникулах, а также возможность досрочного выкупа (в описанных договором случаях) предмета лизинга по установленной договором цене, если он был заключен до 1 марта 2022 года.

В ФАС пока письмо не получали, сообщил представитель службы. РБК направил запрос в Прокуратуру Москвы.

Как пояснил РБК представитель «CTRL лизинга», после того как ЦБ повысил ключевую ставку до 20%, банки повысили для них ставку финансирования в рамках уже выданных кредитов, за счет которых были профинансированы лизинговые сделки. Частично компания имеет финансирование по плавающей ставке, привязанной к ключевой, частично — по фиксированной. Многие банки в одностороннем порядке повысили ставки «CTRL лизинга», соответственно, компания была вынуждена увеличить лизинговые платежи, говорит ее представитель. По его словам, сейчас они разрабатывают совместную программу с «Яндекс.Такси» по поддержке таксопарков в виде компенсаций лизинговых платежей. Источники РБК еще в двух лизинговых компаниях подтвердили, что уведомляли клиентов о желании повысить цены. РБК направил запрос в «Major Лизинг».

Власти Москвы попросили позволить покупать полис ОСАГО для такси на месяц
Общество
Фото:Андрей Любимов / РБК

По мнению исполнительного директора «Национального союза такси» Натальи Лозинской, эффективным методом решения указанной проблемы было бы зафиксировать максимальный процент по лизинговым платежам, выданным после повышения ключевой ставки, и запретить повышение ставок по уже выданным кредитам. Лозинская добавляет, что необходимо «инициировать проверку правомерности и обоснованности действий лизинговых компаний».

Как пояснил партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Сергей Учитель, существует общее правило о недопустимости одностороннего отказа изменения порядка исполнения обязательств лизинга, кроме случаев, «если такие право и основания прямо предусмотрены условиями договора».

Чем проблемы грозят бизнесу и пассажирам

По словам Складчикова, владельцы небольших таксопарков из-за неспособности решить экономические проблемы сейчас пытаются продать бизнес и транспортные средства. В то же время, как утверждает директор GDel, в сфере такси наблюдается не снижение, а увеличение количества водителей и текучка кадров. «Любая кризисная ситуация в стране приводит к тому, что люди в поисках работы из других сфер идут в такси. Но это все носит временный характер, из-за просадки в заказах и, как следствие, небольшого заработка. Некоторые используют статус водителя такси как подработку, например по выходным», — описывает ситуацию он. Еще один собеседник на рынке отметил, что новые водители «быстро уходят из-за большой нагрузки и маленькой зарплаты», а среди существующих — наблюдается существенный отток.

Дмитрий Коваленко из «КомфортСервиса» говорит, что они не обращались к ведомствам или агрегаторам за помощью, так как считают это «неэффективным и бесполезным». «Мы сейчас будем сокращать бизнес и уходить с рынка. Это единственный вариант в текущих условиях», — заявил он. По мнению Коваленко, если уровень цен сохранится, это приведет к значительному устареванию парка такси (год выпуска эксплуатируемого автомобиля в Москве снизится до 2012 года, в регионах — до 1999 года), росту фальсификации страховок, массовым обходам Комплексной информационной системы «Аналитики работы такси» (цифровой профиль водителя, в который заносятся данные о правах, разрешении на перевозки, штрафах и количестве отработанных часов). «В ближайшее время стоит ждать, что такси перестанет быть безопасным транспортным средством», — прогнозирует Коваленко.

Какие меры могут поддержать отрасль

По мнению Натальи Лозинской, для исправления ситуации необходимы субсидии на покупку автомобилей такси на федеральном уровне, а также каникулы «для выплат по лизингу на полгода и доступ для таксопарков к дешевым кредитам с целью рефинансирования лизинга».

В конце марта мэрия Москвы попросила правительство позволить таксистам и таксомоторным компаниям приобретать полисы ОСАГО на срок от одного месяца вместо года по действующим правилам. Также мэрия увеличила размер субсидий на покупку автомобилей и каршеринга, однако один из собеседников РБК на рынке такси обратил внимание, что эти выплаты таксопарки получат только в 2023 году, «когда уже будет поздно».

Минтранс предложил обязать агрегаторов такси передавать данные ФСБ
Технологии и медиа
Фото:Андрей Любимов / РБК

Представитель «Яндекс.Такси» рассказал, что они сейчас обсуждают с партнерами «меры поддержки, направленные на снижение издержек и улучшение условий ведения бизнеса». Представитель «Ситимобила» сообщил, что они «в курсе положения дел у таксопарков» и «поднимали этот вопрос совместно с дептрансом Москвы». «Надеемся, что в текущей ситуации будут приняты меры поддержки, которые позволят таксопаркам сбалансировать свои операционные затраты и создадут условия для дальнейшего развития бизнеса», — сказал он.

По словам представителя компании «Максим», они ежедневно анализируют баланс спроса и предложения и «какая-то коррекция тарифов для поддержания рентабельности перевозок будет происходить в ближайшее время». «Мы постараемся, чтобы услуги такси оставались доступными людям. Главное, что мы могли и уже сделали для перевозчиков, в том числе таксопарков, — это снизили комиссию за информационные услуги сервиса до минимума — 5%», — рассказал он. Представитель «Максима» также отметил, что в новых экономических условиях будет более устойчивой моделью увеличение доли самозанятых в отрасли.

РБК направил запрос в Минтранс, дептранс Москвы и правительство России.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Такси"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 18 апреля
EUR ЦБ: 100,28 (+0,34)
Инвестиции, 17 апр, 16:37
Курс доллара на 18 апреля
USD ЦБ: 94,32 (+0,25)
Инвестиции, 17 апр, 16:37
RTL сообщило об инсценировке смерти и бегстве в Москву миллиардера из ФРГ Общество, 04:22
Над Белгородом сбили 21 воздушную цель, одна женщина пострадала Политика, 03:55
Бастрыкин взял на контроль дело хирурга, который мог калечить клиентов Общество, 03:43
Информатор пожаловался конгрессу на Белый дом из-за ситуации в Нигере Политика, 03:14
В Ростовской области за ночь сбили три беспилотника Политика, 03:01
Названы профессии, в которых больше всего обеспокоены заменой человека ИИ Технологии и медиа, 03:00
NYT узнала, почему удар Израиля вызвал гнев США Политика, 02:38
Г. Нахапетян: создание устойчивого бизнеса
Смотрите этот и еще 40+ курсов в опции Уроки Легенд
Подробнее
В Белгороде запустили сирену ракетной опасности во второй раз за ночь Политика, 02:34
Посольство Китая обвинило США в дезинформации о военной помощи России Политика, 02:01
«24 канал» сообщил о взрывах в Киевской области Политика, 01:55
Жители в Оренбургской области рассказали, как сами строили дамбу Общество, 01:40
Стали известны все полуфинальные пары Лиги чемпионов Спорт, 01:23
Спикер конгресса предложил Трампу роль посредника для России и Украины Политика, 01:19
«Реал» в серии пенальти победил «Манчестер Сити» и вышел в полуфинал ЛЧ Спорт, 00:56