Лента новостей
Песков ответил на планы США по Гренландии фразой «шопингом не занимаемся» Политика, 16:20 На Складской улице в Петербурге загорелся цех по производству свечей Общество, 16:16 Российские врачи прибыли в Турцию на помощь пострадавшей девочке Общество, 16:13 Кличко заявил о блокировке своего Instagram из-за атаки интернет-троллей Технологии и медиа, 16:08 Путин напомнил об опасностях угледобычи в России Общество, 16:06 В Армении в убийстве вора в законе заподозрили жителя Чечни Общество, 16:04 Идеи из-за океана: от экопохорон до возрождения автоматов с газировкой Pro, 16:01 В офисе Зеленского сообщили о готовности Джонсона не пускать Россию в G7 Политика, 16:00 Суд арестовал участника пикета в поддержку студента ВШЭ Общество, 16:00 Медведев увеличил норматив продажи «Газпромом» газа на бирже Экономика, 15:45 Актрису Александру Назарову похоронят на Троекуровском кладбище Общество, 15:39 Севший в кукурузу А321 разрежут и вывезут с поля Общество, 15:39 «Яндекс.Музыка» назвал самые популярные песни в разных городах России Общество, 15:19 Хоккеист Дмитрий Яшкин перешел из «Вашингтона» в московское «Динамо» Спорт, 15:17
Технологии и медиа ,  
0 
«Яндекс.Новости» допустили отказ от работы с нелицензированными СМИ
«Яндекс.Новости» могут отказаться от работы с нелицензированными СМИ после вступления в силу законопроекта о новостных агрегаторах. Сервис не готов нести ответственность за чужую информацию
Офис «Яндекса» в Москве (Фото: Никита Попов / РБК)

Вероятный исход

«Яндекс.Новости» могут отказаться от работы с ресурсами, у которых нет регистрации СМИ, сообщила руководитель сервиса Татьяна Исаева в комментариях в социальной сети Facebook. Так Исаева прокомментировала последнюю редакцию законопроекта, регулирующего деятельность новостных агрегаторов: сервисы не будут нести ответственность за контент только в том случае, если источником распространения выступают лицензированные СМИ. До конца текущей недели, как писал РБК, Госдума может принять законопроект о новостных агрегаторах именно в такой редакции.

«Требование проверять поступающую онлайн в количестве десятков тысяч сообщений информацию не становится выполнимым в зависимости от наличия или отсутствия лицензии у источников информации. Поэтому да, агрегаторам придется прекратить сотрудничество с не лицензированными в России СМИ», — отметила Исаева. От комментариев корреспонденту РБК она отказалась. Как уточнила пресс-секретарь «Яндекса» Ася Мелкумова, окончательного решения о том, как будут работать «Яндекс.Новости», «пока нет». В «Яндексе» пока не видели итоговой версии законопроекта, поэтому не готовы точно говорить о том, как сервис будет работать после его вступления в силу, добавила Мелкумова. Кроме того, дополнительные предложения могут быть оформлены и приняты в виде подзаконных актов Роскомнадзора, говорит она.

Представитель пресс-службы Mail.ru Group отказался комментировать судьбу нелицензированных СМИ в агрегаторе Новости@Mail.ru. «Если проект закона выльется в закон, нам будет необходимо изменить параметры взаимодействия под этот закон: мы проверим всю базу источников, выделим СМИ и тех, у кого такого статуса нет», — пояснил РБК директор по внешним коммуникациям Rambler&Co Матвей Алексеев. Он уточнил, что сейчас в числе партнеров «Рамблер/новости» есть как порталы, имеющие регистрацию СМИ, так и те, у кого ее нет.

«Яндекс.Новости» — крупнейший новостной агрегатор Рунета. Его средняя месячная аудитория, по данным TNS Russia TNS Web Index, в апреле составила 24,8 млн человек, ежедневная — 6,3 млн человек. Это больше, чем у любого новостного СМИ в России: для сравнения, у сайта «РИА Новости» (ria.ru) ежедневная аудитория в апреле составила 1,3 млн человек (данные Liveinternet), у РБК (rbc.ru) — 1,6 млн (TNS Russia). Ежедневно новостной сервис «Яндекса» индексирует более 100 тыс. новостных сообщений почти от 7 тыс. источников (данные компании). При этом компания не ведет статистику, сколько из подключенных к «Яндекс.Новостям» новостных ресурсов имеют, а сколько — не имеют регистрацию СМИ, настаивает Мелкумова. Наличие лицензии никогда не было условием для индексации, указывает она.

Возможные последствия

Для ряда российских СМИ «Яндекс.Новости» являются важным источником трафика. Если «Яндекс.Новости» закроются, российские СМИ могут потерять 7–8 млн посетителей в день, или до 30% трафика, рассказывал основатель сервиса статистики LiveInternet и новостного агрегатора Mediametrics, советник президента Герман Клименко. По данным LiveInternet, сайт ria.ru получил от «Яндекс.Новости» в феврале 2016 года 33,6% посетителей, lenta.ru — 13,5%, kommersant.ru — 36%, rbc.ru — 18,7%.

Впрочем, опрошенные РБК новостные ресурсы, которые до сих пор работали без лицензии Роскомнадзора, полагают, что для них «отключение» от «Яндекс.Новостей» не станет серьезной проблемой: значительного числа переходов из агрегатора они не получают. ​«Мы уже давно перестали рассчитывать на «Яндекс» в целом как на источник трафика. В их агрегаторе приоритет отдается информационным агентствам и официальным СМИ, а переходы из поиска застыли у нас на отметке менее 4% и не растут. Google при этом составляет почти 15% и продолжает расти», — объясняет директор по интернет-продуктам компании «Комитет» Владислав Цыплухин (издает ресурсы TJournal и VC.ru). Все попытки заставить поисковик «любить наши площадки провалились», уточняет Цыплухин.

Если законопроект будет принят в нынешнем виде, то такие продукты, как Look at Me и The Village, потеряют не очень большую часть переходов, говорит совладелец Look at Media Алексей Аметов. «Это для нас не главное, а, скорее, приятное дополнение», — говорит он. Аметов уточнил, что такие популярные проекты, как FURFUR и Wonderzine, c «Яндекс.Новостями» никогда не сотрудничали.

В случае прекращения сотрудничества с «Яндекс.Новости» портал Sports.ru потеряет менее 2% трафика (десктопного и мобильного), рассказал РБК руководитель проекта Sports.ru Дмитрий Навоша. «Обидно, но переживем», — сказал он. «Смысл данной попытки кастрировать «Яндекс.Новости» понятен, это продолжение длинного списка запретов и ограничений, закатывающих в асфальт медийное поле», — считает Навоша. В агрегаторах сейчас не будут фигурировать ни русскоязычные версии зарубежных медиа, ни ссылки на первоисточники в YouTube с Twitter, ни порталы вроде Meduza», — указывает руководитель Sports.ru. «Если Яндексу как российской компании деваться, к сожалению, некуда, то, надеюсь, хотя бы Google в своих Google News пренебрежет этими ограничениями», — надеется Навоша.

Свидетельства о регистрации СМИ в России не имеет и проект Meduza бывшей редакции Lenta.ru. «Трафик Meduza практически не зависит от новостных агрегаторов, в мае «Яндекс.Новости» принесли нам 350 тыс. сессий, то есть около 2,5%», — рассказал РБК главный редактор проекта Иван Колпаков. Если сайт отключат от «Яндекса», Meduza довольно быстро сможет компенсировать эти потери за счет других источников трафика, уточнил он. «В нынешнем виде это очень вредный документ и для агрегаторов, и для всей медийной отрасли», — считает Колпаков.

Свидетельства о регистрации СМИ не имеет и сайт русскоязычной версии журнала Forbes. Однако в случае прекращения сотрудничества с «Яндекс.Новостями» ресурс потеряет «не больше, чем остальные новостные деловые ресурсы Рунета», сообщил РБК представитель пресс-службы ARTCOM Media (издатель журнала Forbes в России). Сейчас Forbes.ru завершает процедуру регистрации СМИ, однако этот процесс никак не связан с «Яндекс.Новостями», уточнили в пресс-службе.

Отказ от работы с нелицензированными СМИ затронет и Русскую службу Би-би-си, которая также не зарегистрирована в России как СМИ. «Mы не хотели бы лишиться аудитории, которая получает наш контент через сервис «Яндекса». Однако мы поймем компанию, если у нее есть необходимость сделать такой шаг», — сообщил РБК представитель Би-би-си.

Трафик от «Яндекс.Новостей» — лишь «небольшая составляющая стратегии RT» в цифровой сфере, рассказал РБК представитель пресс-службы телеканала. Но русскоязычный ресурс RT не имеет регистрации СМИ в России, и телеканалу «не хотелось бы терять трафик» от новостного агрегатора, добавил он. По словам представителя RT, «уведомления о прекращении сотрудничества» от «Яндекс.Новостей» в компании пока не получали.

Магазин исследований: аналитика по теме "Интернет"