Приехали: Gett и Сбербанк раскрыли условия сотрудничества
В конце ноября 2016 года израильский сервис такси Gett получил от Сбербанка семилетний венчурный кредит на $100 млн с опционом на свои акции.
Тогда стороны не раскрыли деталей этой сделки. Как рассказал РБК вице-президент Sberbank CIB Оскар Рацин, банк от агрегатора получил варранты (warrant) на акции, то есть право купить ценные бумаги по цене последнего инвестиционного раунда (последним для компании было привлечение $300 млн от автоконцерна Volkswagen в июне 2016 года).
По словам Рацина, банк сможет реализовать варранты в случае наступления события ликвидности — выхода Gett на биржу или продажи значительного пакета стратегическому инвестору. Обычно владелец варранта может получить разницу между указанной в нем ценой акций и стоимостью бумаг компании при размещении или сделке.
Рацин не раскрывает, какая цена указана в варранте, как и то, на какой пакет он распространяется. Топ-менеджер Sberbank CIB лишь отметил, что соотношение объема средств для выкупа акций по варранту к сумме инвестиций может варьироваться в диапазоне 3–30%. «Речь не идет о получении пакета акции и участии в управлении, это финансовый инструмент получения дополнительного дохода за принятый банком риск», — пояснил Оскар Рацин.
Когда может состояться размещение на бирже или продажа стратегическому инвестору, в Сбербанке и Gett не прогнозируют.
Компания Gett была основана в 2010 году (изначально называлась Gettaxi). Помимо России сервис работает в Израиле, США и Великобритании. По итогам 2016 года оборот Gett составлял около $1 млрд, в одной из стран присутствия компания стала прибыльной, рассказал основатель Gett Дэйв Вайсэр, но не уточнил, в какой именно. По данным Crunchbase, за время существования Gett привлек венчурное финансирование от девяти инвесторов на общую сумму $613 млн.
По банковскому тарифу
При этом, по словам Вайсэра, компания рассчитывает сотрудничать со Сбербанком по ряду направлений. В частности, он может кредитовать покупку новых автомобилей водителями Gett, сообщил Вайсэр РБК. «Наше стратегическое партнерство с концерном Volkswagen предусматривает совместную программу лизинга автомобилей для партнеров сервиса на выгодных условиях. Теперь же благодаря партнерству с группой Сбербанк мы могли бы помогать нашим водителям в получении кредита на машины по этой программе. Речь идет о потенциально интересном для банка портфеле: 100 тыс. автомобилей — это около $1,5 млрд, но по одиночке с такими заемщиками банкам сейчас неинтересно работать», — отметил основатель Gett. Он объяснил это тем, что водители такси, как правило, являются индивидуальными предпринимателями, оборот бизнеса которых невелик. Обычно банки готовы выдавать им кредиты на приобретение автомобиля под 20%. «Наше сотрудничество позволит снизить процент, поскольку мы можем выступать как платежный агент водителей, проводить анализ и первичную проверку, создать для банка постоянный поток и совсем другое кредитное качество», — говорит Дэйв Вайсэр.
Кроме того, группа Сбербанк могла бы предложить водителям страховые программы — жизни и транспортного средства, кредит на квартиру и другие услуги, предположил представитель Gett. Когда это может произойти, в компании не прогнозируют.
Опрошенные РБК финансовые эксперты скептически отнеслись к идее такого партнерства. Как отметил директор департамента дистанционного автокредитования Локо-банка Кирилл Григорьев, с точки зрения банкиров таксисты не самые лучшие заемщики независимо от компании, на которую они работают. «Их проблема заключается в том, что любое, даже минимальное, повреждение авто приводит к потере заработка, а следовательно, к просрочке платежа. Кредитовать таксистов стоит только в том случае, если первоначальный взнос составляет не менее 50%», — рассуждает Григорьев.
Источник РБК в одном из крупных банков говорит, что автокредитование таксистов — партнеров таких приложений, как Gett, Uber, «Яндекс.Такси», — это очень высокорисковая часть банковского бизнеса. Тут риски выше, чем при автокредитовании физлиц, потому что бизнес-план индивидуального предпринимателя рассчитать невозможно. «Не думаю, что партнерство с такими компаниями по крупным кредитным линиям может повлиять на снижение ставки для них», — сомневается собеседник РБК.
Gett в рост
По словам Вайсэра, с помощью программ льготного автокредитования и предложения дополнительных финансовых продуктов компания Gett намерена «повысить лояльность своих партнеров-водителей». Кроме того, она рассчитывает на экспертизу банка в части развития бизнеса в регионах. Сейчас сервис работает в 70 городах (в 40 компания вышла за последние полгода) и намерен расширять свое присутствие. «Сбербанк — крупнейший финансовый бизнес в России, который обладает обширной сетью отделений по всей стране. Он может помочь как с выбором населенных пунктов, логистикой, так и с поддержкой, опытом», — отметил Вайсэр. Кроме того, по его словам, Сбербанк и Gett могут достигнуть синергии в области мобильных платежей. Речь идет как об онлайн-интеграции с системой оплаты «Сбербанк Онлайн», когда пассажиры, у которых установлено приложение банка, смогут выбирать такую опцию оплаты такси, так и добавление возможности заказа такси из приложения Сбербанка.
По оценке UBS, по итогам 2016 года объем российского рынка такси составил 526 млрд руб., к 2021 году он вырастет до 1,097 трлн руб. Доля онлайн-заказов, по мнению аналитиков, за пять лет увеличится до 80% с текущих 20%. Лидером рынка является «Яндекс.Такси», который в 2017 году будет, по прогнозу UBS, занимать 60% в сегменте онлайн-заказов, а к 2021 году — 55%.
По мнению аналитика ФК «Уралсиб» Константина Белова, перед всеми сервисами онлайн-заказа такси сейчас стоит задача набрать критическую массу пользователей. «Для подобных сервисов важен эффект масштаба, важно, чтобы его знали и воспринимали как лидера рынка. Экспансия — это попытка занять позиции на растущем рынке, которые потом будут давать отдачу», — отметил Белов. По его мнению, для успешной экспансии нужны деньги и стимулы для привлечения водителей.
Владимир Исаев, руководитель пресс-службы «Яндекс.Такси» (работает в 69 городах с населением более 100 тыс. человек), заметил, что финансы для экспансии необходимы, но они не главное для достижения успеха. «Скорость экспансии в крупные города главным образом зависит от того, насколько слаженно и согласованно работают все команды компании — менеджмент, маркетинг, финансы, IT-cлужбы, юридическая службы и т.д., насколько масштабируема IT-инфраструктура в целом. Выходу в каждый новый город предшествует огромная подготовка, начиная с первичной аналитики и поиска партнеров (таксопарков и диспетчерских) и заканчивая разработкой тарифной сетки, отбором и подготовкой водителей. Для массового сервиса процесс запуска в новых городах должен, по сути, быть хорошо отлаженным и беспрерывно работающим конвейером», — отметил Исаев.
«Яндекс.Такси» сейчас оказывает услуги в шести странах. Это Россия, Украина, Белоруссия, Грузия, Армения, Казахстан. Количество городов отдельно в России, в которых работает сервис, не раскрывается.
Проверка практикой
Gett помогает Сбербанку в реализации проекта по переводу корпоративного автообслуживания на аутсорсинг. В течение года сотрудники Сбербанка использовали корпоративное решение Gett, что позволило сэкономить около 44% транспортных расходов, рассказал Вайсэр (абсолютный показатель, как и расходы Сбербанка по этой статье, не раскрывается). Экономия складывалась из отсутствия необходимости приобретать и обслуживать машину в собственном автопарке, а также коэффициента использования машин, то есть эффективности. Если у частной машины коэффициент использования составляет около 4–5%, у обычной машины такси — около 20%, то у машин, сотрудничающих с такими сервисами, как Gett, — до 50%, отметил Дэйв Вайсэр. Представитель Сбербанка подтвердил слова Вайсэра.
По словам представителя сервиса заказа такси «Максим», экономия в подобном проекте во многом зависит от того, как ранее было организовано транспортное обслуживание в компании. «Корпоративное обслуживание — это удобно для организаций, которые не имеют собственного автопарка или затраты на его содержание превышают лимиты. Работать с современными сервисами заказа такси действительно может быть выгоднее, чем содержать собственный гараж, когда нужно нести расходы на покупку и ремонт автомобилей, платить фиксированную зарплату водителям, механикам независимо от их занятости, оплачивать сверхурочные и больничные», — рассуждает он. Однако он предупреждает, что есть вероятность, что на всех, кому нужно ехать, машин может не хватать и нужно подстраиваться под график других. В таком случае сервис будет неэффективным.