Перейти к основному контенту
Технологии и медиа⁠,
0

Эксперты предсказали спад электронной торговли в России

По оценкам J’son & Partners Consulting, на протяжении последних пяти лет российский рынок интернет-торговли рос в среднем на 42,5% в год. По прогнозу компании, в 2015 году впервые ожидается снижение объемов рынка на 5%
Фото: Lori
Фото: Lori

По итогам 2014 года объем рынка интернет-торговли в России превысил 683 млрд руб. По сравнению с прошлым годом рост составил 27%. За последние пять лет, по данным J’Son & Partners, этот сегмент экономики прибавлял в среднем 42,5% в год. Но в ближайшем будущем аналитики компании прогнозируют резкое снижение темпов роста – в 2014–2018 годах средний рост рынка ожидается на уровне 7% в год.

Самым провальным, по мнению экспертов, будет 2015 год – они ожидают снижения на 5% «в связи с тяжелой макроэкономической ситуацией», до 650 млрд руб. В 2016 году рынок начнет медленно расти (до 696,5 млрд руб.), затем рост ускорится, и к 2018 году объем интернет-торговли составит почти 960 млрд руб.

Эксперты компании выделили несколько основных тенденций, формирующих структуру рынка. Это развитие мультиканальной стратегии сбыта (крупнейшие игроки параллельно с развитием интернет-каналов развивают розничные сети), консолидация отдельных сегментов (слияния и поглощения крупных игроков – в 2014 году произошло объединение «Сотмаркета», «Ютинета» и гипермаркета E96), развитие мобильных приложений, рост мобильной рекламы в приложениях интернет-магазинов и развитие мобильных платежей.

По данным J’son & Partners Consulting, на российском рынке интернет-торговли работают более 40 тыс. компаний. Крупнейшими сегментами рынка являются «Бытовая техника и электроника» и «Гипермаркеты». Самыми высококонкурентными аналитики назвали сегменты «Бытовая техника и электроника», «Одежда и обувь», «Доставка блюд», что объясняется высокой популярностью этих товарных категорий у потребителей и низкими входными барьерами для продавцов. Исследователи также отмечают рост доли продаж электронных книг.

По прогнозу исследователей, в 2015 году сохранится тенденция к консолидации игроков и выделению нишевых интернет-магазинов. Эксперты также считают, что из-за нестабильной экономической ситуации и ослабления рубля замедлится развитие розничных сетей и снизится доля трансграничной торговли. Также сократится количество игроков в сегменте «Купонные сервисы». При этом продолжат развиваться онлайн-гипермаркеты, предоставляющие смешанный ассортимент товаров, а также мобильная составляющая интернет-торговли.

Несмотря на развитие мультиканальных продаж, большинство потребителей предпочитают классический​ интернет-канал сбыта. Консервативны россияне и в средствах оплаты – основным средством оплаты заказов остаются наличные (65%). Банковскими картами в минувшем году оплачено 25% объема интернет-торговли, а на электронные платежи приходится 10%. При этом аналитики отмечают, что доля наличных платежей постепенно снижается, а доля электронных платежей по сравнению с 2013 годом выросла в два раза.

Нужная предоплата

По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), доля товаров купленных через интернет, составляет около 3% от общего объема ретейла в России, а к 2020 году она может достигнуть 10%. Объем рынка в 2014 году ассоциация оценила в $20 млрд. Для сравнения АКИТ приводит данные за 2013 год. Объем электронной коммерции в России тогда составил $17 млрд, в Германии – $52 млрд, в Великобритании – $120 млрд, в Китае – $193 млрд, в США – $264 млрд. По информации АКИТ, лишь половина российских интернет-пользователей совершает покупки онлайн, а в Европе и США этот показатель превышает 80%. При этом средний чек отечественной интернет-покупки значительно меньше.

По мнению президента АКИТ Дениса Людковского, российский сегмент e-commerce будет расти за счет увеличения числа покупателей, их среднего чека и среднегодовых затрат на покупки онлайн.

При этом оценки ассоциации о перспективах трансграничной торговли расходятся с прогнозами J’son & Partners Consulting. По расчетам АКИТ, в 2015 году этот сегмент составит до 60% всего российского рынка e-commerce (в 2013 году было 20%) и будет расти в объеме более чем на 100% ежегодно. Сейчас 70–80% зарубежных интернет-покупок россияне совершают у китайских компаний.

Усомнились в корректности прогнозов рынка и в компании «Юлмарт». «Сейчас делать какие-либо конкретные прогнозы крайне сложно», – заявил РБК руководитель отдела стратегического анализа и сценарного правления компании «Юлмарт» Николай Валиотти. По его мнению, вполне возможно, что в сложной экономической ситуации покупатели в поисках выгодной цены будут активнее переходить из офлайна в онлайн. При этом выиграют те участники рынка, которые предлагают диверсифицированный ассортимент, то есть не только бытовую технику и электронику, но и товары повседневного спроса.

«Возможно, онлайн-ретейлеры за счет инфляции смогут сохранить прежние объемы продаж или даже продемонстрировать рост. С другой стороны, нельзя исключать сценарий, при котором нефть продолжит падать, рубль дешеветь и покупательская способность опустится до крайне низкого уровня. Сейчас экономические показатели могут меняться очень быстро», – сказал Валиотти.

Представитель «М.Видео» отметил, что в 2014 году продажи компании через интернет выросли на 90%. Долгосрочные прогнозы компания не строит. «Конечная стоимость техники в этом году будет зависеть от колебаний курса рубля и реакции на них производителей и поставщиков. Соответственно, вслед за этими показателями будет «двигаться» рынок». Интернет-торговля продолжит рост, возможно, не такой стремительный, за счет развития интернет-технологий в регионах», – пояснил РБК представитель ретейлера.

В кризисный год потребители будут больше внимания обращать на цену и функциональные характеристики товара и меньше значения придавать имиджу, считает начальник управления интернет-продвижения группы «Связной» Михаил Морозов. Падение курса рубля может привести к снижению числа зарубежных покупок по ряду категорий, в частности возможно сокращение объемов интернет-продаж из стран евро- и долларовой зоны. Тем не менее трансграничная торговля будет развиваться, прогнозирует Морозов.

«Нужно понимать, что цены на импортные товары, продаваемые в России, также выросли, поэтому совершение покупок за границей по-прежнему оправдано. Скорее всего, клиенты будут просто более сдержанно подходить к потреблению в принципе, ограничивая себя в желаниях», – пояснил он РБК.

По мнению Морозова, общее снижение потребительской активности может привести к консолидации участников рынка. Также, по его мнению, ряд игроков покинут сегмент электронной коммерции. Эти процессы уже идут – с 1 января 2015 перестал работать e5.ru, можно прогнозировать закрытие и других заметных игроков. А наиболее эффективная стратегия в условиях кризиса – сочетание онлайн- и офлайн-каналов, когда клиент получает симметричный объем товаров и сервисов в любом канале продаж, считает Морозов. «Развитие омниканальных продаж сегодня уже не «прихоть» ретейлера, а следование четко оформившемуся тренду потребительского поведения. Раньше потоки онлайн- и офлайн-клиентов практически не пересекались. Сегодня доля «мультиканальных» клиентов (тех, кто покупает и в офлайне, и в онлайне) быстро растет. Она составляет примерно 15% от общего числа посетителей магазинов». 

«Вопреки прогнозам, в 2015-м мы зафиксировали рост продаж, снижения спроса в наступившем году мы не заметили», – заявил РБК заместитель генерального директора онлайн-маркета Ozon.ru Дэнни Перекальски. По его словам, особенно активно растут сегменты «детские товары», «электроника», «товары для дома» и travel.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Интернет-торговля"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 5 декабря
EUR ЦБ: 89,9 (-0,69)
Инвестиции, 14:31
Курс доллара на 5 декабря
USD ЦБ: 76,97 (-0,99)
Инвестиции, 14:31
Технологии в деле: как цифровые решения усиливают крупный бизнес РБК х МТС Бизнес, 14:39
В Индии предложили запретить отключение «слежки» за смартфонами Технологии и медиа, 14:32
Крымская классика: гедонистический маршрут по полуострову РБК и ВТБ, 14:28
Суд отменил указ Балицкого о досрочной отставке главы ЦИК Запорожья Политика, 14:25
США поставили Европе дедлайн по расходам на оборону Политика, 14:23
Где и как сегодня готовят «бирюзовых воротничков» для химпрома Дискуссионный клуб, 14:21
Покупательница квартиры Долиной отказалась от условий мирового соглашения Общество, 14:21
Как заводить полезные знакомства?
Интенсив о нетворкинге
Подробнее
El Pais узнала об осознании в ЕС неизбежности уступок Украиной территорий Политика, 14:11
Бывшая жена Иванова просила его не идти в Минобороны «из-за морали» Политика, 14:11
Как добавить золото в свой портфель: инструкция для инвесторов #всенабиржу!, 14:10
Путин и Моди на сессии бизнес-форума в Индии. Трансляция Политика, 14:05
Путин и Моди приехали на бизнес-форум Политика, 14:04
Баканов пожелал успехов выдвинутому Трампом кандидату на пост главы NASA Политика, 14:02
Какие антиэйдж-технологии в косметологии ждут в ближайшие 5 лет РБК и КИТ МЕД, 14:00