Дополнение: РЖД оспорили в Арбитраже предписание Ространснадзора о приостановке эксплуатации вагонов "Невского экспресса".
ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) оспорило в арбитражном суде Москвы предписание Федеральной службы по надзору в сфере транспорта РФ (Ространснадзор) о приостановке эксплуатации в скоростном движении вагонов модели 61-4192, использовавшихся в составе "Невского экспресса". Об этом РБК сообщили в пресс-службе РЖД.
Компания 2 декабря 2009г. получила предписание Ространснадзора, согласно которому должна приостановить эксплуатацию в скоростном движении вагонов модели 61-4192 (используются в составе поезда "Невский экспресс"). Предписание выдано в связи с крушением 27 ноября пассажирского поезда N166 "Невский экспресс", рассказали в пресс-службе РЖД. "ОАО "РЖД" считает указанное предписание незаконным и оспорило его в Арбитражном суде Москвы 3 декабря 2009г.", - сообщили в пресс-службе.
В РЖД отмечают, что пассажирские вагоны модели 61-4192 соответствуют установленным требованиям безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, безопасности жизни и здоровья граждан. Также в них соблюдены все нормы безопасности, предписанные действующим законодательством, что подтверждено сертификатом соответствия, выданным государственным учреждением "Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте". В РЖД подчеркнули, что крушение произошло в результате противоправного вмешательства в работу железнодорожного транспорта, а не в результате несоответствия подвижного состава установленным требованиям.
"Предписание Ространснадзора выписано с грубейшими нарушениями действующего законодательства. В частности, оно направлено в Федеральную пассажирскую дирекцию - филиал ОАО "РЖД", которая не является юридическим лицом. Кроме того, согласно закону "О техническом регулировании" приостановить эксплуатацию вагонов может только производитель по предписанию надзорных органов", - отметили в РЖД.
Напомним, сегодня Ространснадзор сообщил, что 1 декабря 2009г. выписал предписание в адрес ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) с требованием до 3 декабря с.г. снять с эксплуатации в скоростном движении вагоны модели 61-4192, использовавшиеся в составе "Невского экспресса", до выяснения причин произошедшей 27 ноября 2009г. аварии этого поезда и принятия мер по усилению укреплений пассажирских кресел. Как сообщили в пресс-службе Министерства транспорта России, также компания должна провести соответствующие испытания после принятия мер. "Устранить неполадки должны были накануне 3 декабря, а проинформировать Минтранс - 4 декабря 2009г.", - сказали в пресс-службе ведомства. "На данный момент информации не поступило, было принято решение о приостановке эксплуатации вагонов", - заключили в министерстве.
Ранее в ряде СМИ появилась информация, что непосредственной причиной гибели пассажиров поезда стало недостаточно высокое качество кресел, установленных в салонах вагонов, которые во время катастрофы были сорваны со своих мест. Генпрокуратура России сообщила, что проведет проверку в Федеральном агентстве железнодорожного транспорта РФ (Росжелдор) на предмет соблюдения законодательства при выдаче сертификатов соответствия на пассажирские вагоны, используемые в скоростных поездах, в связи с крушением "Невского экспресса". "По имеющейся в настоящее время информации, из-за резкого торможения в пострадавших вагонах значительная часть пассажирских сидений была сорвана с креплений, а перегородки разрушены", - говорится в сообщении Генпрокуратуры.
Позднее Тверской вагоностроительный завод (ТВЗ) - предприятие-производитель вагонов для "Невского экспресса" - сделал заявление о том, что кресла, установленные в вагонах этого типа поездов, соответствовали нормам. Там отметили, что при проектировании вагонов учитывались действующие нормы безопасности для подвижного состава и проводились необходимые комплексные испытания (в том числе испытания на прочность при соударении, пожарную безопасность и т.д.). Использованные в конструкции вагона кресла прошли двухступенчатые прочностные испытания - вначале отдельно, затем в составе вагона. Конструкция кресел рассчитывалась на воздействие нормируемых нагрузок в соответствии с требованиями документа "Нормы для расчета и проектирования новых и модернизируемых вагонов железных дорог МПС колеи 1520 мм (несамоходных)". "Результаты испытаний, проведенных в 2005 и 2006гг., положительные. На вагоны был получен сертификат соответствия, разрешающий эксплуатировать их на путях общего пользования", - отмечают в компании.
При этом отмечалось, что нормативное ускорение, на которое рассчитывается конструкция внутреннего оборудования вагона, включая кресла и узлы их крепления, принимается равным 4g. По экспертной оценке, во время аварии "Невского экспресса" перегрузка достигала величины более 12g, то есть превышала нормативную втрое. "Это и стало причиной разрушения кресел - вагон не рассчитан на такие нагрузки", - заключали в ТВЗ.