Генпрокуратура: Основная проблема ценообразования на рынке лекарств - установление надбавок субъектами РФ.
Основной проблемой, негативно влияющей на ситуацию в сфере ценообразования на лекарственные средства, является возможность органов исполнительной власти субъектов РФ самостоятельно и зачастую произвольно устанавливать предельные оптовые и розничные надбавки к ценам на лекарства. Как сообщили в управлении взаимодействия со СМИ Генеральной прокуратуры РФ, к такому выводу ведомство пришло в результате проверки исполнения законодательства о ценообразовании на лекарственные средства. Также серьезной проблемой в Генпрокуратуре считают отсутствие единой методики ценообразования для всех субъектов РФ. "В этих условиях цены на одни и те же торговые названия лекарственных средств, сформированные в рамках действующего законодательства, значительно отличаются даже в пределах одного региона и населенного пункта", - подчеркнули в Генпрокуратуре.
"В результате несовершенства существующей системы ценообразования региональные органы исполнительной власти устанавливают ничем не обоснованные предельные оптовые и розничные надбавки на лекарственные средства в размере от 50% до 100% от их фактической стоимости (в 10 субъектах РФ) и от 30% до 50% (в 34 субъектах РФ)", - сообщили в надзорном ведомстве. При этом в большинстве регионов регулирование предельных надбавок осуществляется не только на препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, но и на все остальные лекарственные средства.
Как установила проверка, не во всех субъектах РФ органами государственной власти приняты необходимые правовые акты, устанавливающие предельные торговые надбавки на лекарственные средства. Также практически во всех субъектах РФ выявлены факты превышения поставщиками лекарственных средств и аптечными организациями предельных оптовых и розничных надбавок на лекарства, установленных региональными органами исполнительной власти. В некоторых случаях применяемые надбавки в 3-5 раз превышали допустимые пределы. Кроме того, сфера поставок лекарственных препаратов привлекает значительное количество посредников, каждый из которых вправе применять установленные надбавки. "Неоднократное их применение в результате приводит к значительному удорожанию лекарств", - считают в Генпрокуратуре. По фактам нарушений антимонопольного законодательства оптовыми поставщиками лекарственных средств Федеральная антимонопольная служба России возбудила 65 дел об административных правонарушениях в 22 субъектах РФ.
Были установлены многочисленные факты представления участниками фармацевтического рынка недостоверных сведений о цене лекарства предприятия-изготовителя. Имеют место факты преступных проявлений при реализации лекарственных средств по завышенным ценам. По результатам проверки возбуждено 5 уголовных дел.
Всего по итогам минувшей проверки прокурорами внесено более 470 представлений об устранении нарушений закона, объявлено более 200 предостережений о недопустимости нарушений закона, направлено 99 заявлений в суд об обязании участников фармацевтической деятельности произвести перерасчет цен на лекарства. В отношении руководителей организаций и юридических лиц, осуществляющих оптовую и розничную торговлю лекарствами, возбуждено более 400 дел об административных правонарушениях по ст.14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях (нарушение порядка ценообразования на лекарственные средства). В результате принятых мер прокурорского реагирования свыше 280 организаций оптовой и розничной торговли лекарственными средствами привели используемые надбавки до уровня, установленного субъектами РФ, и, как следствие, снизили цены на лекарства.
Генеральная прокуратура РФ внесла в правительство РФ предложения по совершенствованию системы государственного регулирования цен на лекарственные препараты, одновременно проинформировав о состоянии законности в этой сфере.