Правительство РФ: Для развития конкуренции в железнодорожной сфере нужно рассмотреть вопрос создания биржи вагонов.
Правительство РФ считает необходимым проработать вопрос об организации единого информационно-торгового центра (биржи) вагонов для развития рыночных механизмов взаимодействия между операторами подвижного состава. Об этом говорится в программе развития конкуренции в РФ, утвержденной кабинетом министров РФ. На основе информации указанного единого центра операторы подвижного состава смогут заключать контракты (свопы) по обмену вагонами, что позволит выстроить более эффективную логистику перевозок.
В документе отмечается, что притоку частных инвестиций и развитию конкуренции на рынке грузовых перевозок также препятствуют несовершенство нормативной правовой базы, регулирующей деятельность операторов подвижного состава, а также характер их взаимодействия с перевозчиками.
В ходе третьего этапа структурной реформы на железнодорожном транспорте, который сейчас проходит, предполагается создать и в дальнейшем развивать конкуренцию как в отдельных сегментах перевозочной деятельности, так и в сфере услуг по ремонту подвижного состава, производству запасных частей.
Кроме того, в документе отмечается, что одной из задач этого этапа структурной реформы также является изменение соотношения парка железнодорожного подвижного состава, принадлежащего ОАО "Российские железные дороги" (РЖД), и парка компаний-операторов. В настоящее время 44% составляет парк ОАО "РЖД", 56% - парк компаний-операторов. При этом значительная часть подвижного состава РЖД в процессе реформирования передана дочерним компаниям, не являющимся перевозчиками и оказывающим услуги по предоставлению железнодорожного состава, что ограничивает развитие конкуренции на рынке грузовых железнодорожных перевозок. Кроме того, РЖД часто создают преференциальные условия своим дочерним компаниям.
Вместе с тем в программе отмечается, что для развития конкуренции в сфере железнодорожного транспорта также следует провести анализ и оценку эффективности мероприятий, реализованных в рамках реформы, а также создавать условия для развития рынка частных железнодорожных перевозок. Правительство считает, что также необходимо обеспечить недискриминационный доступ к инфраструктуре железнодорожного транспорта со стороны ОАО "РЖД". В документе уточняется, что недискриминационный доступ необходимо обеспечить путем государственного регулирования тарифов на услуги инфраструктуры, определения существенных условий договора предоставления услуг инфраструктуры (договора технологического присоединения), запрета на необоснованный отказ в предоставлении услуг инфраструктуры.