ВЦИОМ: Среди противников ЕГЭ - двоечники и учителя-ретрограды.
Среди противников Единого государственного экзамена (ЕГЭ) - преимущественно двоечники, теряющие возможность списать или получить подсказку во время сдачи, и учителя-ретрограды, предпочитающие следовать исключительно старым методам в работе и избегающие каких-либо нововведений. К такому выводу пришли эксперты Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), опираясь на данные масштабного исследования, проведенного в преддверии этого экзамена. Сотрудники центра провели серию фокус-групп со старшеклассниками, родителями выпускников и учителями, в результате которых построили портрет типичного сторонника и противника ЕГЭ.
Среди прочих характеристик сводного портрета противника ЕГЭ представители ВЦИОМ также называют школьников с повышенным уровнем тревожности, тех, кто считал, что раньше "можно было быть зачисленным в вуз, заплатив за поступление", а также родители, испытывающие недостаток достоверной информации о ЕГЭ.
Среди сторонников ЕГЭ, как правило, отличники и хорошисты, "ответственно относящиеся к своей учебе, верящие в свои силы"; школьники, у кого брат, сестра или близкий друг уже сдавали данный экзамен. В этой же категории встречаются передовые педагоги, готовые повышать свой профессиональный уровень и не боящиеся внешних оценок результатов своей работы, а также выступающие за борьбу с коррупцией, как при выпускных экзаменах в школе, так и при поступлении в вуз. В коллективный портрет сторонников ЕГЭ включены и родители с высокими адаптивными качествами, убежденные, что ЕГЭ облегчает поступление в вуз, полагающие, что этот экзамен мотивирует учителей повышать свою квалификацию, а их детей более ответственно относиться к обучению.
Помимо этого в ходе данного исследования было выявлено, что в обществе существует глубинное понимание необходимости системных изменений в сфере образования. В соответствии с выводами ВЦИОМ, большей частью общественности ЕГЭ признается эффективным инструментом выявления проблемных зон в образовании для их последующего качественного улучшения. Кроме того, выпускники этого года единодушны в том, что нервозная обстановка вокруг ЕГЭ создается взрослыми, говорится в сообщении ВЦИОМ. Опрошенные учителя особенно отметили необходимость повышения профессиональной квалификации учительского сообщества для обеспечения успешной сдачи ЕГЭ школьниками.
Статистические показатели опроса в отчете ВЦИОМ не приводятся.
Напомним, с 26 мая по 19 июня 2009г. впервые все российские выпускники школ в обязательном порядке будут сдавать Единый государственный экзамен. Инициативное исследование ВЦИОМ прошло в апреле 2009г в Москве. Было проведено 9 фокус-групп: с учениками 9-х и 11-х классов, с родителями учеников 9-11 классов, учителями (преподающими как обязательные для сдачи предметы, так и предметы "по выбору").