S&P: Прогноз по рейтингам Грузии изменен с "позитивного" на "стабильный".
Standard & Poor's 21 ноября 2006г. изменило прогноз по рейтингам правительства Грузии с "позитивного" на "стабильный" в связи с усилением геополитического риска. В то же время долгосрочный и краткосрочный суверенные рейтинги Грузии были подтверждены на уровне В+/В, сообщили в компании Standard & Poor's.
"Изменение прогноза на "стабильный" отражает точку зрения Standard & Poor's относительно того, что геополитические риски в регионе значительно усилились, а это может сдержать улучшение показателей внешней ликвидности, настроений инвесторов и темпов экономического роста, - отметил кредитный аналитик Standard & Poor's Люк Маршан. - Эти риски частично сбалансированы все еще высокими экономическими перспективами, поддержанными быстрым реформированием экономики, продолжающейся взвешенной налогово-бюджетной политикой и расширением рыночно ориентированной экономической структуры".
Достаточно успешные усилия Грузии по увеличению доходов правительства будут способствовать поддержанию умеренного дефицита бюджета: по оценкам, на уровне 2,6% от ВВП в 2007г., с прогнозируемым уменьшением до 2,2% в 2008г. и 2,0% в 2009-м. Высокий рост ВВП и успехи в сфере приватизации будут способствовать сокращению чистого внешнего долга до, как ожидается, 20% от ВВП в 2007г., с дальнейшим улучшением этого показателя до 16% в 2008г. Для сравнения: в 2003г. данный показатель составил 57% (до решения, которое было достигнуто на последнем раунде Парижского клуба, об облегчении долгового бремени), в 2006г. средний показатель для стран с рейтингом "В" - 44%.
Уровень рейтингов ограничен геополитическим риском, относительно высокой инфляцией, сравнительно неразвитым финансовым сектором и узостью экономической структуры. Слабые показатели внешней ликвидности усугубляются обострением отношений с Россией, традиционно ключевым торговым партнером Грузии, - они неблагоприятны по сравнению с другими странами с аналогичным рейтингом. Одностороннее торговое эмбарго со стороны России в отношении Грузии, введенное в октябре 2006г., объявленное увеличение цен на газ, поставляемый российской государственной компанией ОАО "Газпром", с января 2007г. будут способствовать увеличению дефицита по счету текущих операций до, как ожидается, примерно 15% в 2007г. с около 11% в 2006г. и 8,8% в 2005г. Потребности в чистом внешнем финансировании (выплаты по счету текущих операций и краткосрочные долговые платежи), оцениваются на уровне 121% от объема поступлений по счету текущих операций и доступных к использованию резервов в 2006г.; для сравнения: для стран группы "В" в среднем этот показатель составит 108%.
Денежно-кредитные показатели также невысоки; как ожидается, уровень инфляции поднимется до 8,5% в 2006г. - вслед за расширением внутреннего кредитования и значительным притоком капитала. Центральный банк Грузии находится в процессе разработки инструментария денежно-кредитной политики, однако эффективность этого процесса ограничена ценовым давлением, отчасти вследствие относительной неразвитости финансового сектора и рынков. Уровень рейтингов также ограничивается низким уровнем экономического развития, что лишь отчасти балансируется хорошими перспективами роста. Оцениваемый в 1 тыс. 700 долл. в 2006г., ВВП на душу населения в Грузии низок. Продвижение вперед зависит от продолжающихся успехов страны в повышении рыночной ориентированности ее институциональной базы и улучшении бизнес-среды, уменьшении коррупции и укреплении правовой системы - все эти компоненты являются приоритетами стратегии правительства. В самом деле, в 2006г. Грузия была высоко оценена в международном рейтинге проведения процесса реформ, переместившись со 112-го места на 37-е (согласно исследованию "Оценка среды ведения бизнеса"), что отражает последовательность, с которой правительство решает эти проблемы.
Прогноз "стабильный" отражает взвешенную налогово-бюджетную политику правительства страны и его успешный опыт реализации реформ и в то же время ожидаемое ухудшение внешнеэкономических показателей, усилившиеся геополитические риски и значительные потребности развития. Сложные отношения с Россией одновременно с продолжающимся обострением внутренней ситуации в связи с положением в Абхазии и Южной Осетии, стремящихся обрести независимость, могут в дальнейшем ослабить внешнюю ликвидность Грузии, уменьшить доверие инвесторов и снизить темпы экономического развития. Успехи в управлении потенциальными рисками и их последствиями могут привести к пересмотру прогноза на позитивный и повышению текущего рейтинга, в частности, если они будут сопряжены с успехами в сфере институционального и инфраструктурного развития. Дальнейшее ухудшение внешнеэкономических и налогово-бюджетных показателей правительства или рост инфляции может оказать понижающее влияние на рейтинги.