Лесопромышленная конфедерация СЗФО: Новый Лесной кодекс задавит малый и средний бизнес.
Госдума приняла в третьем, окончательном чтении новую редакцию Лесного кодекса РФ. Он направлен на введение правовых норм регулирования вопросов охраны, защиты лесов и требований лесоводства с учетом их экологической и рекреационной функции.
Согласно новой редакции Лесного кодекса РФ, использование лесов осуществляется на праве постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, либо ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), либо на праве аренды и безвозмездного срочного пользования лесными участками. При этом в исключительных случаях предусматривается возможность заключения договоров купли-продажи лесных насаждений на сруб. Объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет. В ходе второго чтения в законопроекте были сокращены сроки аренды (в первом чтении - до 99 лет) и могут устанавливаться в пределах от 10 до 49 лет для договоров, заключаемых на аукционе, и в пределах от 1 до 49 лет для договоров, заключаемых без его проведения.
Как отметил в интервью с корреспондентом РБК исполнительный директор Лесопромышленной конфедерации Северо-Запада России Денис Соколов, аукционная система договоров купли-продажи лесных насаждений на сруб даст возможность крупным, обеспеченным организациям скупать лес и устанавливать собственные условия на лесном рынке. По его мнению, новый лесной кодекс ставит в невыгодные условия малый и средний бизнес, который будет неспособен конкурировать с финансово обеспеченными организациями как на аукционе купли-продажи лесных насаждений, так и по условиям в новом кодексе, согласно которым предприниматели обязаны обеспечивать восстановления лесов. "Отказ от первичной разрешительной документации на лес увеличит оборот нелегальной деятельности по его вырубке", - считает Д.Соколов. Кроме того, не разработаны механизмы и условия для организаций по глубокой обработке древесины в условиях создания заявленной лесоперерабатывающей инфраструктуры. Согласно закону "О введении в действие Лесного кодекса РФ", кодекс вступает в силу с 1 января 2007г., как отмечает Д.Соколов до этого времени необходимо разработать и принять порядка 60 подзаконных актов, что почти невозможно, а без них система не будет работать должным образом.
В итоге остается неясным, кто и за что будет отвечать в условиях нового Лесного кодекса.