"Экономика сектора международного автотранспорта и водители страдают от задержек на границе", - говорится в докладе МОТ.
Неоправданные задержки на границе, неэффективная работа и коррумпированность сотрудников пограничных пунктов, - все эти факторы ставят под угрозу сектор международного автомобильного транспорта, говорится в новом докладе Международной организации труда (МОТ), распространенном сегодня, 20 октября. Во многих случаях слаборазвитая инфраструктура, неэффективная организация процедур оформления и низкий профессиональный уровень сотрудников пограничных пунктов не только негативно отражаются на условиях жизни и работы водителей международного транспорта при пересечении границы в различных частях мира, но и приводят к негативным экономическим последствиям. Такие выводы содержатся в докладе МОТ, подготовленном к трехсторонней встрече, которая состоится в Женеве 23-26 октября.
"На дорогах и пограничных пунктах Европы, Африки, Америки и Азии такие факторы, как ныне действующие визовые процедуры, становятся основным препятствием для водителей и в том числе нарушают их право на труд, - говорит эксперт МОТ по вопросам транспорта Мариос Мелетиу. - Зачастую проблемы с транспортировкой приводят и к нарушению производственного цикла и графика поставок продукции".
В докладе рассматриваются экономические, трудовые и социальные факторы, обусловленные проблемами пересечения границы водителями международного автотранспорта. Так, в недавнем исследовании было показано, что неадекватная инфраструктура в этой сфере приводит к потере миллиардов долларов валовой продукции и десятков тысяч рабочих мест.
Официальный срок предоставления Шенгенской визы, действующей в странах ЕС, составлял в 2005г. в среднем четыре дня. В тот же период реальный срок получения этой визы для профессиональных водителей автобусов и грузовиков из таких стран, как Казахстан, Марокко, Украина и Турция, варьировался от полутора дней для турецкого водителя и до 31,5 дня для его коллеги из Казахстана. По данным Международного союза автомобильного транспорта, неоправданные задержки на пограничных пунктах отмечаются и в странах Европы. Некоторые автотранспортные компании сообщали о задержке от 12 до 48 час. на границе между Польшей и Беларусью, от 20 до 48 час. - на границе между Финляндией и Российской Федерацией, от 12 до 72 час. - на латвийской границе с Российской Федерацией и Беларусью. Особенно длительные задержки зарегистрированы на границах с государствам Азии: они достигают 72 час. на границе между Турцией и Ираком и между Российской Федерацией и странами Центральной Азии.
Кроме того, по данным доклада, серьезной проблемой для водителей, работодателей, государства и даже потребителей стали взятки и вымогательство. Большую часть этих издержек несут на себе водители и автотранспортные предприятия, однако государство также несет потери в виде недополученных пошлин; при этом дополнительные расходы ложатся на других участников "цепочек поставок" и, в конечном итоге, на потребителя. Задержки в таможенном оформлении зачастую усугубляются неудовлетворительной инфраструктурой на границе - отсутствием безопасной парковки, мест размещения, благоустройства, должных санитарных условий, обеспечения едой и питьем, средствами связи. Следует также отметить, что возникающие в результате задержек стресс и усталость могут привести к дорожно-транспортным происшествиям, в том числе со смертельным исходом. "Такие оставляющие желать много лучшего условия жизни и труда водителей международного автотранспорта имеют негативное последствия и для общества в целом", - говорит Мариос Мелетиу.
Авторы доклада считают, что основная ответственность за решение большинства вышеназванных проблем ложится на государство; при этом работодатели и работники также могут внести серьезный вклад в улучшение ситуации.
"Сектору автомобильного транспорта нужны новые молодые кадры, которые помогли бы обеспечить его устойчивость и способность адекватно реагировать на растущие потребности в сфере торговли, - отметил Мариос Мелетиу. - Мы должны обеспечить постоянное улучшение условий жизни и труда водителей международного автотранспорта. Мы должны сделать так, чтобы этот сектор по-прежнему предоставлял привлекательные возможности трудоустройства для работников во всем мире".
Международная организация труда (МОТ) - специализированное агентство системы ООН, которое ставит целью продвижение принципов социальной справедливости, международно признанных прав человека и прав в сфере труда. Созданная в 1919г., МОТ стала первым специализированным агентством ООН в 1946г. МОТ разрабатывает международные трудовые нормы в форме конвенций и рекомендаций, устанавливая минимальные стандарты в области основополагающих трудовых прав, среди которых свобода объединения, право на организацию и ведение коллективных переговоров, запрещение принудительного труда, равенство возможностей и обращения, а также другие стандарты, регулирующие условия по всему спектру трудовых вопросов, таких как политика в области занятости, социальная защита, охрана труда.
.