Петербург и Газпром подписали соглашение о переводе транспорта на газомоторное топливо.
Санкт-Петербург подписал с ОАО "Газпром" и ООО "Газпром газомоторное топливо" соглашение о расширении использования природного газа в качестве моторного топлива на территории города. Подписание состоялась в рамках Петербургского международного экономического форума, сообщает пресс-служба городской администрации.
Подписи под документом поставили губернатор Петербурга Георгий Полтавченко, председатель правления ОАО "Газпром№ Алексей Миллер, и генеральной директор ООО "Газпром газомоторное топливо" Виктор Зубков.
Ранее чиновники выделили для этого три автопарка, а также внесли в бюджет на 2013 год строку о закупке новых автобусов, работающих на природном газе. Незадолго до этого российское правительство на днях приняло постановление о переводе 50% общественного транспорта на газомоторное топливо. Речь идет о природном газе метан, который намного безопаснее для окружающей среды, чем бензин, дизельное топливо или пропан-бутановая смесь (она же СУГ, сжиженный углеводородный газ), которую сегодня предлагают на АГЗС.
Как пояснил РБК заместитель начальника отдела мониторинга и исследований химического состава атмосферы Главной геофизической обсерватории им.А.И.Воейкова Константин Ивальченко, метан при сгорании выделяет меньше токсичных компонентов, чем другие виды углеводородного топлива. Конечно, современные технологии позволили сократить до минимума выбросы от углеводородов, но многие проблемы можно решить только с переходом на природный газ. Так, использование метана позволит избавиться от сажи, вместе с которой в воздух попадает очень опасный для человека канцероген — бензпирен, вызывающий раковые заболевания.
Еще одним преимуществом топлива на основе природного газа самим Газпромом обозначается низкая стоимость. По данным президента Нефтяного клуба Петербурга Олега Ашихмина, оно минимум в два раза дешевле бензина АИ-92. Однако эксперт не исключает, что с газом может повториться та же история, что и с дизельным топливом, которое изначально было дешевле бензина, но затем под давлением рыночных механизмов резко начало расти в цене.
Однако проблему выхлопов от частного транспорта в Петербурге ни этот проект, ни федеральное постановление не решит. Основная проблема перевода на природный газ грузовиков и легковых машин в том, что им нужно где-то заправляться. Инфраструктуру для автобусов можно построить прямо на территории автопарков, но для частных автомобилей придется искать место под заправки. А земли для этого в городе почти не осталось.
"Свободные участки в черте города, предназначенные для строительства АЗС и предприятий автосервиса, сейчас в дефиците. В последние годы на торги Фонда имущества выставляется 2-3 участка в год. На вторичном рынке предложение также ограничено", - отметила генеральный директор компании London Real Invest Зося Захарова.
Просто добавить газовые колонки на существующие бензиново-дизельные АЗС тоже не получится. По словам президента Городского центра экспертиз Александра Москаленко, существующие в России нормы безопасности не позволяют устанавливать газовое оборудование рядом с бензоколонками. Чтобы соблюсти необходимую дистанцию, операторам АЗС пришлось бы значительно расширять свои участки. А использовать существующую сеть пропан-бутановых АГЗС, около 10 заправок, можно только с полной заменой оборудования, поскольку технология хранения природного газа отличается от технологии для СУГ.
Даже "Газпрому" приходится сегодня тесниться на окраинах. Первая многотопливная заправка, где можно заправиться природным газом, открылась на Пулковском шоссе, а следующую планируется открыть в Сестрорецке. В таких условиях говорить о доступе на рынок частным заправщикам не приходится, хотя появление нового вида топлива могло бы дать толчок к развитию их бизнеса.
"Снабжаться газом для независимых компаний сейчас проще, чем бензином. Так, например, у "Лукойла" огромной газозаправочной сети пока нет, а газ есть", - пояснил А.Москаленко. Правда, в дальнейшем, когда вертикально интегрированные компании построят собственные сети, они все равно поглотят мелких заправщиков, как это случилось на бензиновом рынке.