ВЦИОМ: 91% россиян считает, что государство должно субсидировать железнодорожные перевозки.
Государство должно субсидировать железнодорожные перевозки, так считает 91% россиян. Такие данные были получены в ходе опроса Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ). При этом половина жителей России (52%) считает, что субсидии должны предоставляться для всех категорий граждан (вне зависимости от их возраста и уровня социальной защищенности).
На данный момент стоимость проезда на железнодорожном транспорте оценивается пользователями как приемлемая или скорее приемлемая. Об этом сообщили 46% пользователей пригородного сообщения и 38% пользователей междугородного сообщения.
Стоимость билетов является ключевым фактором отказа от поездок железнодорожным транспортом (64% граждан готовы отказаться в пользу более дешевого). Второе немаловажное условие выбора другого вида транспорта - скорость поездки (30% выбрали бы более быстрый вариант). Также в тройке значимых причин отказа от поездов - безопасность (22% опрошенных предпочли бы путешествовать более безопасным способом). 39% участников опроса не готовы отказаться от проезда железнодорожным транспортом ни при каких условиях.
Поездки на железнодорожном транспорте за последние два года совершали 49% россиян. Среди них треть (31%) пользовалась пригородными электричками. Поезда дальнего следования были востребованы у каждого пятого опрошенного (19%). Поездки на высокоскоростных поездах ("Сапсан", "Аллегро") и аэроэкспрессах совершали всего лишь по 1% респондентов. 51% указали, что не пользовались жеоезнодорожным транспортом в последние 2 года.
Напомним, в настоящее время тарифы на проезд в плацкартных и общих вагонах устанавливаются государством, как правило, ниже экономически обоснованного уровня. Например, при средней себестоимости проезда 1 тыс. 200 руб. пассажир платит 800 руб. В октябре 2012г. сообщалось, что Министерство финансов (Минфин) РФ предлагает субсидировать плацкартные железнодорожные перевозки с 2013г. только для молодежи в возрасте до 23 лет и пенсионеров. Однако затем глава Минфина РФ Антон Силуанов заявил, что министерство решило, что, возможно, "для целого ряда категорий граждан сразу это будет резко", поскольку в таком случае стоимость плацкартного проезда вырастет в 2013г. на 60%. Сейчас Минфин РФ рассматривает возможность предоставления ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) в 2012г. авансом дополнительных субсидий из бюджета на сумму 5-6 млрд руб., с тем чтобы цена проезда в плацкартных вагонах росла темпами не более 20% в год в 2013-2015гг. для граждан, не имеющих льгот.