Госдума приняла во втором чтении поправки о снижении дефицита бюджета РФ в 2012г. с 1,5% до 0,1% ВВП.
Государственная дума приняла во втором чтении законопроект, вносящий изменения в бюджет РФ на 2012г. и снижающий дефицит с 1,5% до 0,1% валового внутреннего продукта (ВВП). В абсолютном выражении дефицит федерального бюджета в 2012г. составит 68,1 млрд руб. против заложенных в закон о бюджете 876,6 млрд руб. Проект закона был разработан Министерством финансов РФ и внесен на рассмотрение нижней палаты парламента правительством РФ 5 мая 2012г.
Предлагаемые законопроектом изменения подготовлены с учетом результатов исполнения федерального бюджета за I квартал 2012г., а также на основании ожидаемых итогов социально-экономического развития РФ в текущем году. Уточнение федерального бюджета, как правило, проводится два раза в год.
Самые большие изменения, которые легли в основу предлагаемых поправок в бюджет, связаны с прогнозами социально-экономического развития, макроэкономических показателей и, прежде всего, цены на нефть. "Структура изменения доходов несколько отличается от той структуры, которая была заложена в бюджете. Если у нас бюджет практически 50 на 50 состоит из нефтегазовых и ненефтегазовых доходов, то вносимые изменения в бюджет приводят к тому, что в целом из 897 млрд руб. дополнительных доходов 808,4 млрд - это нефтегазовые доходы, которые мы прогнозируем получить", - пояснила ранее в ходе рассмотрения предлагаемых поправок профильным комитетом заместитель министра финансов РФ Татьяна Нестеренко.
Как пояснил журналистам председатель профильного комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров, прогноз был поднят до 115 долл. за баррель нефти, исходя из того, что средняя цена на нефть за первые четыре месяца года составляла 116,8 долл. "Но уже сейчас цена сильно провалилась. В такой ситуации эти доходы в значительной степени виртуальны", - сказал он. В связи с этим депутаты снизили заимствования на 500 млрд руб. с целью экономии на обслуживании внутреннего долга. "Мы оставляем эти деньги в реальном секторе экономики и даем банкам возможность спокойно кредитовать собственную экономику. Эти 500 млрд руб., по существу, - деньги, вложенные в развитие экономики уже сейчас, это первое. И второе - 300 млрд, которые у нас остаются (в случае, если действительно будут получены) по итогам года, уйдут в Резервный фонд. Поступая так, мы убираем риск инфляции, которая сожрет доходы, в том числе и те, которые мы тратим на социальные нужды. Это наша подушка безопасности", - пояснил А.Макаров.
Ко второму чтению от представителей парламентских фракций поступили различные поправки. При этом, по мнению А.Макарова, они носили "чисто политический" характер. "Это все-таки политика, а я считаю, что в бюджете не должно быть политики", - сказал А.Макаров о предложенных представителями оппозиционных фракций поправках.
Среди одобренных ко второму чтению поправок предусмотрены изменения, касающиеся в основном перераспределения средств между расходными статьями бюджета. В частности, в законопроект включена поправка о предоставлении 2,2 млрд руб. для частичного покрытия дефицита бюджета Калининградской области, возникшего в связи с финансированием инвестиционной деятельности по созданию, расширению и перевооружению объектов транспортного назначения аэропорта в п.Храброво. При этом процентная ставка снижается с 1/2 до 1/3 ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Кроме того, поправками были заложены дополнительные средства в размере 316 млн руб. на реализацию переданных Московской области от федеральных властей полномочий в области лесных насаждений.
Напомним, в соответствии с предлагаемыми поправками, прогноз объема ВВП на текущий год повышен с 58 трлн 683 млрд руб. до 60 трлн 590 млрд руб. Прогноз по среднегодовой цене на нефть марки Urals повышен со 100 до 115 долл./барр., по среднегодовому курсу доллара - с 28,7 до 29,2 руб./долл. Также предполагается, что фонд заработной платы составит в текущем году 14 трлн 750 млрд руб. против 14 трлн 472 млрд руб. в законе о бюджете.
Предполагается, что доходы федерального бюджета РФ в 2012г. составят 12 трлн 677 млрд руб. (или 20,9% к ВВП) против ранее запланированных 11 трлн 780 млрд руб. (20,1% ВВП). При этом нефтегазовые доходы по итогам текущего года запланированы в размере 6 трлн 383 млрд руб. (против 5 трлн 575 млрд руб. в законе о бюджете), ненефтегазовые доходы - 6 трлн 294 млрд руб. (против 6 трлн 205 млрд руб. в законе о бюджете).
Расходы бюджета в текущем году составят 12 трлн 745 млрд руб. (или 21% ВВП) против 12 трлн 656 млрд руб. (21,6% ВВП), указанных в законе о бюджете. Предлагается в 2012г. распределить дополнительные бюджетные ассигнования в общей сумме 135,6 млрд руб. При этом предлагается к распределению экономия бюджетных средств в объеме 46,9 млрд руб., в том числе по инвестиционным расходам, по обслуживанию внутреннего госдолга, по исполнению госгарантий.
С учетом дополнительных нефтегазовых доходов и ожидаемой экономии средств по отдельным направлениям, предлагается направить дополнительные средства на социальное обеспечение отдельных категорий граждан, обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны, повышение стипендий и.д.
В числе прочего поправками определяются дополнительные выплаты сотрудникам органов внутренних дел Москвы и Московской области в размере 10,7 млрд руб. Следует отметить, что предлагаемое выделение средств на дополнительные выплаты сотрудникам столичных ОВД вызвало недовольство ряда депутатов при рассмотрении законопроекта профильным комитетом. Третье и окончательное чтение законопроекта запланировано на 25 мая с.г.