Строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва - Санкт-Петербург обойдется в 696 млрд руб.
Стоимость строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСЖМ-1) Москва - Санкт-Петербург составит максимум 696 млрд руб. Об этом сообщил РБК генеральный директор ОАО "Скоростные магистрали" Денис Муратов. Он подчеркнул, что окончательная стоимость проекта будет определена после проведения тендера на сооружение ВСЖМ-1. По его словам, средняя цена за строительство 1 км на участке Москва - Санкт-Петербург колеблется от 19 до 26 млн евро. "Стоимость разная, могу сказать только, что по максимальной оценке сама стоимость строительства - до 627,5 млрд руб., а общая стоимость проекта, которую мы сейчас прогнозируем, - это 696 млрд руб., где 50,6 млрд руб. - это подготовка территории, в том числе изъятие земель и перенос коммуникаций, 18 млрд руб. - на точное проектирование", - пояснил Д.Муратов. При этом он отметил, что это "верхний потолок стоимости строительства" и сюда не входит сооружение вокзалов. По его словам, модернизация вокзальных комплексов находится в ведении дирекции железнодорожных вокзалов ОАО "Российские железные дороги". В частности, проект может быть реализован посредством концессионных соглашений.
Д.Муратов сообщил также, что на сегодняшний день Китай, Германия, Франция и Южная Корея основали консорциумы для участия в тендере на строительство ВСЖМ-1. По его словам, Испания, которая ранее фигурировала среди возможных участников тендера, скорее всего, не сможет принять участие в конкурсе. "Для этого нужно достаточно сильное финансовое положение страны, которая представляет этого инфраструктурного провайдера. Вряд ли у Испании будет достаточный кредитный рейтинг как национального банка, так и внутренних банков, обслуживающих тот же самый ADIF, для того, чтобы участвовать", - сказал Д.Муратов. Он уточнил, что головной организацией южнокорейского консорциума является Hyundai Construction, французского - Alstom, немецкого - Siemens, в Китае центральную организацию консорциума определяет правительство, но, скорее всего, это будут две строительные компании - CRCC (China Railway Construction Corporation) и CREC (China Railway Engineering Corporation). При этом подвижной состав для ВСЖМ-1 также будет выбран посредством проведения тендера.
Напомним, тендер на строительство ВСЖМ-1 должен состояться в декабре 2011г. Ранее генеральный директор ОАО "Скоростные магистрали" Д.Муратов сообщал, что окончание тендерных процедур для инфраструктурных провайдеров намечено на конец 2012г. - 2013г. Предполагается, что само строительство магистрали займет до 4 лет и она будет пущена в эксплуатацию к 2017г. Предполагаемое время состава в пути составит 2,5 часа, скорость поезда - до 400 км/ч. Ожидаемый пассажиропоток - 14 млн человек. Ежесуточно будут осуществляться 42 рейса.
Согласно принципу "контракта жизненного цикла" (КЖЦ), специальная проектная компания берет на себя полную ответственность за реализацию проекта, в том числе привлекает необходимое финансирование. Государство компенсирует инфраструктурному провайдеру затраченные средства в течение КЖЦ. Таким образом, государство не будет нести технологические и проектные риски, а оплатит выполненные услуги.
Сегодня стало известно о том, что правительство РФ утвердило план мероприятий по реализации проектов организации движения высокоскоростного железнодорожного транспорта. В частности, планом предусмотрено, что разработка предложений по оптимальному механизму реализации проекта ВСЖМ-1, источникам и структуре его финансирования, а также предложений по внесению изменений в нормативную правовую базу в целях реализации указанного проекта будет завершена в III квартале 2011г. В IV квартале с.г. должен быть определен перечень необходимых мероприятий по резервированию, кадастровым работам, подготовке к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков для строительства ВСЖМ-1, а также подготовлены предложения по финансированию этих работ.
ОАО "Скоростные магистрали" - дочерняя компания ОАО "Российские железные дороги". Основные виды деятельности - организация перевозок грузов железнодорожным и иными видами транспорта; проектирование, строительство и коммерческая эксплуатация высокоскоростных железнодорожных и других магистралей.