S&P изменило прогноз по рейтингам ХМАО со "стабильного" на "позитивный".
Международное рейтинговое агентство Standard & Poor's (S&P) пересмотрело прогноз изменения кредитного рейтинга Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ХМАО) со "стабильного" на "позитивный" и подтвердило долгосрочный кредитный рейтинг и рейтинг по национальной шкале на уровне BBB- и ruAAA соответственно. Об этом говорится в сообщении S&P.
"Пересмотр прогноза по ХМАО отражает более высокие, чем ожидалось, показатели исполнения бюджета, дальнейшее наращивание остатков средств бюджета, в частности в виде резервного фонда, и четко выраженную готовность новой администрации округа поддерживать невысокий уровень долга", - заявил кредитный аналитик S&P Карен Вартапетов.
Рейтинги ХМАО отражают очень высокий уровень благосостояния региона, высокие и улучшающиеся показатели ликвидности, низкий уровень долга и устойчиво-высокие показатели исполнения бюджета. Однако, как подчеркивает S&P, положительное влияние этих факторов нейтрализуется невысокой предсказуемостью и гибкостью доходов округа вследствие контроля над финансами региона со стороны федерального правительства, волатильностью доходов, обусловленной высокой концентрацией его экономики в нефтяной отрасли, и перспективами невысоких темпов экономического развития региона.
Как подчеркивается в сообщении, Ханты-Мансийский автономный округ обеспечивает более 50% российской добычи нефти и является одним из богатейших регионов России с ВРП на душу населения, почти в 6 раз превышающим среднероссийский уровень. С 2003г. темпы роста экономики региона, отличающейся высокой концентрацией, замедлялись вследствие истощения действующих нефтяных месторождений и низкого уровня частных и государственных капиталовложений в разработку новых месторождений. Несмотря на стабилизацию цен на нефть и принимавшиеся федеральным правительством меры налогового и таможенного регулирования, позволившие региону избежать резкого экономического спада в 2009-2010гг., общие перспективы дальнейшего роста добычи, по мнению S&P, остаются в значительной степени ограниченными.
Продемонстрированная новой администрацией округа готовность обеспечивать контроль за ростом расходов, а также недавний рост цен на нефть могут обусловить высокий текущий профицит бюджета в 2011-2012гг. Однако базовый сценарий агентства предполагает, что в случае отсутствия дальнейшего роста нефтяных доходов текущие показатели исполнения бюджета могут несколько снизиться. Это будет вызвано давлением на текущие расходы в результате планируемого повышения заработной платы работников бюджетной сферы региона и увеличения темпов роста цен. Вместе с тем профицит текущего бюджета будет оставаться, с точки зрения S&P, на достаточно высоком уровне 8-10% текущих доходов округа.
Недавно утвержденная округом масштабная программа приватизации имущества может привести к получению значительных капитальных доходов уже в 2011-2012гг. Поэтому рейтинговое агентство ожидает, что в среднесрочной перспективе регион будет поддерживать объем инвестиционной программы расходов на уровне 15-17% расходов бюджета, что приведет к исполнению бюджета с небольшим (или нулевым) дефицитом с учетом капитальных расходов.
Невысокий прямой долг ХМАО (6% текущих доходов) состоит из бюджетного кредита из федерального бюджета и облигационного займа. В соответствии с базовым сценарием S&P, полный долг региона (который включает гарантии и долг предприятий и компаний, связанных с регионом) останется в среднесрочной перспективе на невысоком уровне - 10% консолидированных текущих доходов.
"Прогноз "позитивный" отражает наше мнение о том, что, несмотря на давление на расходную часть бюджета, вследствие роста доходов и контроля за расходами исполнение бюджета ХМАО в 2011-2012гг. может оказаться лучше, чем ожидается, - пояснил К.Вартапетов. - Прогноз также учитывает небольшой уровень долга на фоне высоких и улучшающихся показателей ликвидности".
Позитивное рейтинговое действие возможно в случае консолидации высоких показателей исполнения бюджета округа, институционализации резервного фонда, а также увеличения его объема до уровня, предусмотренного в бюджете региона на 2013г.
S&P может пересмотреть прогноз на "стабильный", если округ ослабит контроль над расходами вследствие ускоренных темпов поступления доходов от нефтяной отрасли, что приведет к значительному ухудшению показателей исполнения бюджета. Быстрое исчерпание резервного фонда вследствие снижения доходов или увеличения расходов также может привести к негативному рейтинговому действию.