Запуск в эксплуатацию высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва-Петербург планируется к 2017г.
Высокоскоростная железнодорожная магистраль Москва - Санкт-Петербург (ВСЖМ-1) будет пущена в эксплуатацию к 2017г., сообщил журналистам на пресс-конференции генеральный директор ОАО "Скоростные магистрали" Денис Муратов. "До 2017г. мы рассчитываем пустить в эксплуатацию ВСЖМ-1", - сказал он.
По его словам, проведение предварительного тендера на выбор инфраструктурного подрядчика по проекту запланировано на начало марта 2011г. с тем, чтобы участники могли готовиться к тендеру, ознакомившись с его условиями. По словам Д.Муратова, в течение года - полутора лет будут вестись тендерные процедуры для инфраструктурных провайдеров, их окончание намечено на конец 2012 - 2013г. Само строительство магистрали займет до четырех лет. Д.Муратов пояснил, что к декабрю 2011г. планируется завершить необходимые экономические расчеты, гармонизацию стандартов (европейских и российских) и подготовку к резервированию и выкупу земель, по которым пройдет дорога. Техническое задание по проекту будет представлено в декабре 2011г.
Говоря о стоимости строительства, Д.Муратов отметил, что она будет определена по итогам тендера и во многом зависит от рельефа земли. "В настоящее время, проведя многофакторный анализ, мы понимаем, что в зависимости от рельефа стоимость одного километра варьируется от 14 до 50 млн евро", - сказал он, пояснив, что средняя стоимость одного километра пути составляет 14-22 млн евро.
"Мы провели консультации со всеми ведущими банками Европы и мира в целом", - сказал Д.Муратов, подчеркнув, что зарубежные инвесторы готовы вкладываться в этот проект, так как по сути строительство ВСЖМ станет российским воплощением уже наработанного международного опыта. То есть "риски банка сводятся практически к риску выполнения работ в срок", подчеркнул он. По словам Д.Муратова, скорее всего, в финансировании проекта будет участвовать консорциум банков, в основе которого будут находиться такие финансовые институты, как, например, ЕБРР или Всемирный банк.
Д.Муратов сообщил, что максимальная стоимость изъятия земель по строительству ВСЖМ-1 составляет 50 млрд руб. "Максимальная стоимость участков, которые сейчас находятся в частной собственности и которые нужно будет выкупать, доходит до 50 млрд руб.", - сказал он, пояснив, что одним из способов снижения этого показателя является, например, сооружение магистрали по эстакаде. "Мы проводим сейчас соответствующие изыскания, связанные с кадастровыми работами, определением границ участков в кооперации с областями, муниципальными образованиями, которые находятся в зоне строительства", - сказал он.
Комментируя планы по строительству высокоскоростной магистрали по маршруту Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Екатеринбург (с ответвлением в Самару), Д.Муратов отметил, что работы могут вестись параллельно с ВСЖМ-1, "если страна справится с такой нагрузкой". Для этого проекта может быть использован не контракт жизненного цикла, а модернизированная схема с большим участием государства.
Ранее планировалось, что строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСЖМ) Москва - Санкт-Петербург займет 4,5 года. Предполагаемое время состава в пути составит 2,5 часа, скорость поезда - до 400 км/ч. Ожидаемый пассажиропоток - 14 млн человек. Ежесуточно будут осуществляться 42 рейса.
Стоимость проекта по строительству ВСЖМ Москва - Санкт-Петербург оценивается в 1,2 трлн руб. Как уточнил ранее Д.Муратов, 1,2 трлн руб. - это предполагаемая стоимость с использованием российских методов расчетов и стандартов, однако за счет использования принципа "контракта жизненного цикла" (КЖЦ) возможно снижение стоимости строительства до чуть более 350 млрд руб. Д.Муратов пояснял суть этого принципа: согласно такой схеме, стороны отойдут от отношений "подрядчик-приемщик", специальная проектная компания возьмет на себя полную ответственность за реализацию проекта. Отвечать перед государством будет одно юридическое лицо, инвестировавшее свои средства, которые нельзя будет забрать до истечения КЖЦ. Таким образом, государство не будет нести технологические и проектные риски, а оплатит выполненные услуги.
Ранее сообщалось, что тендер на строительство ВСЖМ планируется объявить в феврале 2011г. Предполагалось, что он будет проходить в течение года, то есть до февраля 2012г., затем 6 месяцев займет подготовка и заключение контракта. Компания, которая выиграет тендер, полностью оплатит с участием консорциума международных банков все строительство. Государство выплатит по итогам строительства магистрали 40-50-65%. "Минфин решит - 40%, 50% или 65%", - пояснял Д.Муратов. По его словам, остальная сумма, в зависимости от расчета, будет выплачиваться в течение 30-40 лет.
Согласно материалам РЖД, расчетный экономический эффект от сокращения времени пути от Москвы до Санкт-Петербурга может достигнуть 62,5 млрд руб., а совокупный эффект от строительства - 1,8 трлн руб.
Высокоскоростная железнодорожная магистраль (ВСЖМ) N2 будет соединять Москву, Владимир, Нижний Новгород, Казань и Екатеринбург. Кроме того, дорога может иметь ответвления до крупных городов Уральского региона - Перми, Уфы, Челябинска, Тюмени, Нижнего Тагила, а также до Самары. Скорость движения по магистрали составит 350-400 км/ч, таким образом, путь до Москвы из Екатеринбурга может быть преодолен поездом за 5-6 часов. Стоимость строительства объекта оценивается в 2,5-3 трлн руб.
Как ранее сообщал старший вице-президент ОАО "РЖД" Валентин Гапанович, ВСЖМ-2 может быть продолжена до Иркутска.
ОАО "Скоростные магистрали" - дочерняя компания ОАО "Российские железные дороги". Основные виды деятельности - организация перевозок грузов железнодорожным и иными видами транспорта; проектирование, строительство и коммерческая эксплуатация высокоскоростных железнодорожных и других магистралей.