Д.Медведев внес в Госдуму законопроект, отменяющий предельный возраст для председателя Конституционного суда.
Президент России Дмитрий Медведев внес в Государственную думу проект федерального конституционного закона "О внесении изменений в федеральный конституционный закон "О Конституционном суде (КС) Российской Федерации". Об этом сообщает пресс-служба главы государства. Законопроект направлен на оптимизацию процедуры конституционного судопроизводства в целях повышения ее эффективности.
В частности, как говорится в пояснительной записке к законопроекту, предлагается исключить действие норм, касающихся предельного возраста пребывания в должности судьи, в отношении председателя КС. Напомним, что действующий председатель КС РФ Валерий Зорькин занимает этот пост с 2003г. и переизбирался уже три раза (один раз в три года). Следующие выборы должны состояться в феврале 2012г. (за месяц до президентских выборов), а в 2013г. В.Зорькину исполнится 70 лет. В то же время, согласно законодательству РФ, предельный возраст судьи не должен превышать 70 лет.
Законопроект также предусматривает возможность рассмотрения определенной категории дел в заседании КС РФ без проведения слушаний. В частности, предусматривается, что КС может в таком порядке проводить проверки по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, если придет к выводу о том, что оспариваемые заявителем положения аналогичны нормам, ранее признанным не соответствующими Конституции РФ постановлениями КС, сохраняющими силу, либо вытекают из них, а также что оспариваемая заявителем норма, ранее уже признанная неконституционной постановлением КС, сохраняющим силу, применена в конкретном деле, а подтверждение Конституционным cудом неконституционности нормы необходимо для устранения фактов нарушений конституционных прав и свобод граждан в правоприменительной практике.
Согласно законопроекту дело не подлежит разрешению без проведения слушания, если письменное ходатайство с возражением против применения такой процедуры подано президентом РФ, Советом Федерации, Госдумой, правительством РФ, органом государственной власти субъекта Федерации - в случае, когда предполагается разбирательство дела о соответствии принятого соответствующим органом нормативного правового акта Конституции Российской Федерации, либо если ходатайство подано заявителем - в случае, когда проведение слушаний необходимо для обеспечения его прав.
На указанный порядок разбирательства дел распространяются все основные принципы конституционного судопроизводства, включая состязательность и равноправие сторон, за исключением принципа устного разбирательства. Итоговое решение выносится в форме постановления. При этом нормы, определяющие содержание принципа непрерывности, предлагается уточнить таким образом, чтобы позволить Конституционному суду начинать рассмотрение нового дела до провозглашения решения по ранее начатому делу. Тем самым создаются условия для ускорения рассмотрения дел, а также исключается возможность принятия Конституционным судом решений в форме определений, влекущих за собой пересмотр решений судов обшей юрисдикции и арбитражных судов.
Устранению возможности возникновения коллизий в судебной системе будет способствовать и предлагаемая коррекция условия допустимости обращений в КС: предусматривается, что жалоба гражданина будет признаваться допустимой, если оспариваемая норма закона уже применена в конкретном деле судом, а запрос суда будет допустим лишь в случае, если норма закона еще не применена, а "подлежит применению".
Кроме того, из закона "О Конституционном суде РФ" устраняются положения, закрепляющие в качестве организационной формы конституционного судопроизводства рассмотрение и разрешение дел в заседаниях палат КС, а также все иные нормы о палатах КС. Законопроект предлагает установить, что КС рассматривает в заседаниях все вопросы, относящиеся к полномочиям Конституционного суда (при этом понятие "пленарное заседание" заменяется понятием "заседание"). Такой подход соответствует ч.I ст.125 Конституции РФ, в которой указана численность судей КС, позволяет устранить существовавшие возможности для возникновения коллизии в правовых позициях палат КС и повысить авторитет его решений.
Предусматривается изменить порядок прекращения полномочий судей. Так, в перечень оснований для применения процедуры прекращения полномочий судьи, когда окончательное решение принимает Совет Федерации, включаются случаи продолжения судьей занятий или совершения действий, не совместимых с его должностью, и неучастия судьи в заседаниях КС или уклонения его от голосования без уважительных причин. Предусмотрено, что полномочия председателя КС или его заместителей могут быть досрочно прекращены Советом Федерации по представлению президента РФ в случае, если решением Конституционного суда, принятым квалифицированным большинством голосов, установлено, что председатель или заместитель председателя КС не исполняет или ненадлежащим образом исполняет должностные обязанности.
Из закона также предлагается исключить нормы, определяющие размер государственной пошлины при обращении в КС, поскольку соответствующие нормы содержатся в Налоговом кодексе РФ.