"РБК daily": ОСК отказалась от идеи создания единого конструкторского бюро.
Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) отказалась от идеи создания единого конструкторского бюро (КБ). Вместо этого компания создаст подразделение "ОСК-инжиниринг", которое будет координировать работу конструкторских бюро, пишет сегодня газета "РБК daily".
Идея создания единого КБ на базе входящих в ОСК конструкторских бюро звучала давно. Отвечающий за гражданское судостроение госкомпании Дмитрий Мироненков, презентуя стратегию ОСК в конце мая 2010г., заявил, что в структуре ОСК появится "полноценное" конструкторское бюро, куда на первом этапе будут привлекаться ведущие мировые КБ.
Теперь же в ОСК решили, что госкомпания будет выступать для своих КБ в роли заказчика - конструкторские бюро будут предлагать свои проекты на конкурс. "И мы выберем наилучший проект по энергоемкости, экономичности и техническим характеристикам", - отмечает представитель ОСК Игорь Рябов. К примеру, за право предложить свои проекты надводных военных кораблей будут бороться Зеленодольское КБ, Северное ПКБ, ЦМКБ "Алмаз" и "Невское" ПКБ, которые способны проектировать всю линейку военной продукции. "Сегодня все лучшее - в гражданском судостроении. Там есть конкурентная среда, которой нет в военном судостроении", - комментирует новую идею руководства ОСК И.Рябов.
По словам главного редактора Moscow Defense Brief Михаила Барабанова, определяя формат работы КБ, в ОСК руководствовались не только желанием создать конкуренцию среди своих конструкторов. "Сама идея создания единого военного судостроительного проектного КБ была достаточно утопической, поскольку у нас за 70-80 лет сложилась система специализированных КБ, слияние которых крайне затруднительно со всех точек зрения и скорее всего привело бы к массовому бегству сотрудников из них, усугубив и без того острую ситуацию с кадровой системой", - говорит М.Барабанов.
Кроме того, в структуре ОСК формируется конструкторское бюро, отвечающее за гражданское судостроение. Оно будет организовано на базе северодвинского "Севмаша". Но эксперты сомневаются, что это правильный выбор. "Хоть северодвинское предприятие и выполняло небольшие гражданские заказы, основная специализация предприятия - военная продукция. Гражданское судостроение проще развивать в Петербурге, на базе, к примеру, "Адмиралтейских верфей", которые специализируются как раз на выпуске гражданской продукции", - говорит эксперт Центра анализа стратегий и технологий Андрей Фролов.
В самой ОСК утверждают обратное. "У "Севмаша" большой опыт строительства гражданской продукции, - говорит И.Рябов. - Именно там, например, строится плавучая платформа "Приразломная" для разработки Штокмановского месторождения". М.Барабанов предположил, что на базе "Севмаша" появится скорее специализированное КБ для проектирования буровых плавучих платформ, чем конструкторское бюро для гражданского судостроения.
Координировать деятельность всех конструкторских бюро, гражданских и военных, будет созданная несколько дней назад инжиниринговая структура ОСК - "ОСК-инжиниринг". В ОСК подчеркивают, что она будет заниматься только судостроительными и кораблестроительными проектами, не вмешиваясь в деятельность конструкторских бюро.