ФАС направит свои предложения по госрегулированию услуг связи в правительство РФ.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ направит свои предложения по государственному регулированию услуг связи в правительство России, сообщили в пресс-службе ФАС.
Напомним, в настоящее время обсуждаются изменения в федеральный закон (ФЗ) "О связи" в части расширения понятия "существенный оператор", позволяющих распространить это понятие на некоторых операторов мобильной связи. Согласно действующему закону "О связи" "существенным" признается оператор, который вместе с аффилированными лицами обладает в географически определенной зоне нумерации или на всей территории РФ не менее чем 25% монтированной емкости или имеет возможность пропускать не менее чем 25% трафика. Сейчас понятие "существенный оператор" может быть отнесено только к операторам фиксированной связи. Если законопроект будет одобрен, государство сможет регулировать тарифы на пропуск трафика, выставляемые операторами "большой тройкой" другим компаниям. Ранее законопроект был поддержан Минкомсвязи, однако ФАС и Министерство экономического развития выступили против его принятия. Не поддерживают эти изменения и операторы "большой тройки".
Как сообщалось ранее, ФАС не согласовала также проект официального отзыва на законопроект правительства РФ, подготовленный Министерством связи и массовых коммуникаций (Минкомсвязи). В антимонопольной службе считают, что предлагаемые изменения необоснованно расширяют круг операторов связи, чья деятельность подлежит государственному регулированию, распространяя его, в частности на операторов сотовой связи.
"Рынок услуг связи бурно развивается, причем развитие наиболее успешно на рынках, находящихся в состоянии конкуренции. За период с 2002г. количество абонентов сотовой связи в РФ увеличилось в 20 раз, а тарифы на эти услуги снизились в 10 раз. Тарифы на услуги по пропуску трафика у операторов сотовой связи не отличаются от аналогичных тарифов, применяемых "существенными" операторами", - сообщили в ФАС.
В ведомстве также отметили, что введение регулирования тарифов возможно лишь в случаях существенного искажения рыночной ситуации в конкретных отраслях (например, естественная монополия). Применение методов ценового регулирования на рынках, находящихся в состоянии конкуренции, приведет к стимулированию роста издержек предприятий, что повлечет за собой негативные последствия для потребителей, а также создаст дополнительные необоснованные административные барьеры входа на телекоммуникационный рынок. Также подобные изменения могут негативно повлиять на инвестиционный климат как в отрасли связи, так и в стране в целом.
В ФАС также обратили внимание, что это не первая попытка через внесение изменений в закон "О связи" распространить госрегулирование на конкурентные сектора рынка телекоммуникаций. Ранее ФАС неоднократно давала отрицательные заключения на аналогичные законопроекты.
В 2001г. антимонопольная служба при обсуждении новой редакции закона "О связи" предлагала в целях определения операторов связи, подлежащих госрегулированию, исходить не из чисто технических критериев, а из критериев доминирующего положения, что в гораздо большей степени соответствует мировому опыту. Как отмечали в ФАС, в настоящее время сложилась ситуация, когда на крупнейших операторов связи распространяется регулирование, предусмотренное законодательством о естественных монополиях, законодательством о конкуренции и законодательством о связи. При этом критерии отнесения оператора связи к "существенным" не соответствуют применяемым в мировой практике.
В настоящее время ФАС готовит предложения по изменению подходов по государственному регулированию. Предлагается исключить понятие "оператор, занимающий существенное положение" как таковое, а регулирование тарифов в соответствии с законодательством о естественных монополиях должно применяться в отношении субъектов естественных монополий. При этом компании, занимающие доминирующие положение, должны контролироваться в соответствии с антимонопольным законодательством. В ближайшее время предложения ФАС будут направлены в Правительство РФ и соответствующие федеральные органы исполнительной власти.
9 сентября 2010г. заместитель председателя правительства России Сергей Иванов поручил Минкомсвязи представить предложения по регулированию межоператорского тарифа.
Ранее Федеральная служба по тарифам (ФСТ) РФ заявила, что считает целесообразным пересмотреть и уточнить критерии отнесения всех операторов связи к категории "существенных". С точки зрения ФСТ введение государственного регулирования тарифов на завершение вызовов для мобильных операторов связи должно осуществляться на основании анализа влияния конкретного оператора в конкретном субъекте РФ на рынок услуг связи в данном регионе.