"РБК daily": Из Пенсионного фонда России исчезают деньги "молчунов".
Многие граждане РФ в 2010г., получив уведомления из Пенсионного фонда России (ПФР), неожиданно выяснили, что их пенсионные деньги по неизвестным причинам вдруг оказались переведенными из Государственной управляющей компании (ВЭБа) в частные УК и НПФ, пишет сегодня "РБК daily". Причем никаких заявлений о переводе средств или договоров с НПФ теперь уже бывшие "молчуны" не подписывали.
В распоряжении "РБК daily" оказалась статистика обращений граждан в ПФР с жалобами на действия негосударственных пенсионных фондов. Все заявления связаны с тем, что накопления на старость были в 2009г. переведены из Пенсионного фонда России на счета НПФ без ведома самих "молчунов". Больше всего претензий собрал НПФ "Норильский никель", далеко опередивший в этом "антирейтинге" других "лидеров" - "Благосостояние", "ЛУКОЙЛ-Гарант", "Промагрофонд", "Стальфонд" и "Ренессанс жизнь и пенсии".
Как выяснилось, немало граждан, до сих пор считавших себя "молчунами" и твердо уверенных, что государство сохранит их будущие пенсии, получив уведомление из ПФР, вдруг узнали, что их деньги находятся в одном из частных пенсионных фондов. "Вообще-то я живу и работаю в Москве три года, но приехала в отпуск в Мордовию и узнала, что по моему бывшему адресу пришло уведомление из ПФР о том, что мои деньги переведены в "Промагрофонд", - рассказала "РБК daily" одна из пострадавших. - Сейчас я пытаюсь выяснить, как это могло произойти. В фонде мне объяснили, что скорее всего виноваты недобросовестные агенты, и предложили приехать за копией договора".
Таких историй сотни. Так, один из бывших "молчунов" рассказал "РБК daily", что договор с НПФ "Норильский никель" его попросили подписать при приеме на работу. На работу он так и не устроился, а вот пенсионные деньги попали в вышеупомянутый фонд. Более того, как выяснилось из общения с жалобщиками, попасть против своей воли в негосударственный фонд можно, не только устраиваясь на работу в компанию, но и, скажем, придя на собеседование в рекрутинговое агентство или просто оформляя кредит: в такой истории засветился НПФ "Дженерали", имеющий общих акционеров с банком "Хоум Кредит".
Можно только гадать, как были бы удивлены глава Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Владимир Миловидов или председатель правления ПФР Антон Дроздов, если бы вдруг получили подобные уведомления о переводе денег, скажем, в лишенный в этом году лицензии НПФ "Русь" (он также есть в списке фондов, на которые поступили жалобы в ПФР). Участники рынка признают, что, несмотря на весь контроль за деятельностью агентов, собирающих души "молчунов" для НПФ, защитить граждан от мошенников они пока не в состоянии.
"У нас работает телефон "горячей линии". Мы внимательно относимся ко всем обращениям граждан. Мы признательны ПФР за аккумулирование обращений клиентов и надеемся, что эта информация поможет нам улучшить качество предоставляемых услуг", - ответили в НПФ "Благосостояние" на вопрос "РБК daily", почему деньги граждан, выбравших государственную УК, вдруг оказались на счетах этого фонда. О подобных случаях знают и в НПФ "Дженерали". "Мы разбираемся индивидуально с каждым клиентом и требуем объяснений с агентов, - говорит президент фонда Ленка Грушкова. - Мы понимаем проблему и пытаемся создать механизмы, которые исключат подобные случаи".
В ПФР, несмотря ни на что, относятся к происходящему с оптимизмом: "Число жалоб граждан по сравнению с 2009г. практически сошло на нет. Если в 2009г. мы зафиксировали около 3 тыс. обращений, то с начала этого года мы получили чуть более ста таких жалоб". При этом, как утверждают в Пенсионном фонде, не всегда речь идет о мошенничестве, поскольку в 70% случаев люди просто забывают, что подавали соответствующие заявления в ПФР.
В ФСФР воздерживаются от комментариев.
Участники рынка согласны с оценками ПФР. "По нашей статистике, в прошлом году было свыше 1,5 тыс. жалоб на НПФ, и часто выяснялось, что граждане либо не понимали, что подписывают, либо сами забывали об этом", - заявил "РБК daily" представитель Национальной ассоциации пенсионных фондов (НАПФ). Он также сообщил, что по подобным случаям было инициировано несколько уголовных дел в отношении агентов.
По официальной статистике, в прошлом году от граждан поступило 2,25 млн заявлений о переводе своих накоплений в негосударственные пенсионные фонды - это стало абсолютным рекордом рынка НПФ. Причем заработали не только агенты (как правило, они получают в среднем 400-700 руб. с каждого договора), но и сами фонды, прирастившие активы и успешно "освоившие" деньги учредителей, выделенные на привлечение клиентов.