"РБК daily": Чартерным перевозчикам придется урезать свою программу.
Ужесточение Федеральным агентством воздушного транспорта (Росавиация) правил по согласованию летних чартерных программ может привести к монополизму на многих туристических направлениях. Об этом пишет сегодня "РБК daily". Назначенные регулярные перевозчики "Аэрофлот", "Трансаэро" и S7 не спешат давать свое согласие на выполнение чартерных программ конкурентов. Так, до сих пор не согласованы чартеры на летнее расписание, вступающее в силу 28 марта 2010г., по 13 популярным туристическим направлениям как из Москвы, так и из Санкт-Петербурга. 19 марта 2010г. в ситуацию вмешался регулятор, который собрал представителей перевозчиков и призвал договориться.
В 2008г. Росавиация издала приказ N92, который предусматривает, что авиакомпания, выполняющая чартерные рейсы, должна согласовывать их с назначенным на этом маршруте регулярным авиаперевозчиком. Однако никогда ранее этот приказ не применялся на массовых туристических направлениях повышенного спроса. Как отмечают представители авиакомпаний, перед летней навигацией 2010г. Росавиация выступила с инициативой ввести по всем без исключения туристическим направлениям практику согласования чартерных программ с назначенными перевозчиками. Из-за этого не были согласованы Росавиацией чартеры на 13 направлениях из Москвы и Санкт-Петербурга, в частности в такие пункты, как Монастир, Ларнака, Бургос, Санья, Гоа, Карловы Вары и Ираклион.
По словам источников в авиационных кругах, многие назначенные перевозчики отказались давать разрешения чартерным компаниям на выполнение перелетов, мотивируя это тем, что назначенный перевозчик нес убытки, выполняя регулярные рейсы в низкий сезон, поэтому высокий туристический сезон будет для них шансом компенсировать потери. "Однако что в таком случае делать авиакомпаниям, которые недавно на рынке и из-за этого не смогли получить разрешения на регулярную перевозку?" - вопрошает один из источников. По его словам, многие регулярные перевозчики даже не имеют договоров с туристическими компаниями, которые при этом заключили соглашения с традиционно работающими на данных направлениях чартерными авиакомпаниями. Представители назначенных перевозчиков начали неофициально говорить о введении роялти с чартеров, что повлечет увеличение стоимости перевозки и может привести к уходу с направлений чартерных авиакомпаний и приходу иностранных дискаунтеров.
Так, на прошлой неделе авиакомпания "Трансаэро" отказалась согласовывать чартерные рейсы на маршруте Москва - Ираклион (Греция) таким перевозчикам, как "ВИМ-авиа", Sky Express и Nord Wings. Представители нескольких перевозчиков признают, что разрешений на эти маршруты еще нет, однако чартерные рейсы продолжают стоять в расписании после 29 марта. Как отмечают в "Трансаэро", авиакомпания уже несколько лет выполняет чартерные полеты по маршруту Москва - Ларнака (Кипр), где назначенным перевозчиком является "Аэрофлот". "Ни разу ни "Аэрофлот", ни Росавиация не требовали от "Трансаэро" согласования программы полетов в Ларнаку. Однако в нынешнем году "Аэрофлот", ссылаясь на приказ N92, отказал "Трансаэро" в праве выполнять полеты в Ларнаку. Сделано это было неожиданно 24 февраля, притом что полетная программа "Трансаэро" в Ларнаку является круглогодичной. В таких условиях "Трансаэро" также считает себя вправе воспользоваться приказом N92 для защиты своих интересов", - отмечает официальный представитель "Трансаэро". По его словам, на основании приказа N92 "Трансаэро" готова удовлетворить потребности в перевозках на маршрутах, где она является назначенным регулярным перевозчиком (Москва - Ираклион (Греция), Москва - Монастир (Тунис), Москва - Гоа (Индия) и Москва - Санья (Китай).
"В этом году заявки в три раза превышают пассажиропоток на болгарском направлении, ряду авиакомпаний мы подтвердили заявки на выполнение чартерных рейсов, - говорит официальный представитель авиакомпании S7 Ирина Колесникова (авиакомпания является назначенным перевозчиком на маршруте Москва - Бургос). - С некоторыми авиакомпаниями переговоры продолжаются. В силу того, что заявленных емкостей больше, чем необходимо, некоторым авиакомпаниям будет отказано в выполнении чартерных рейсов". Представители "Аэрофлота" (назначенный перевозчик на маршруте Москва - Ларнака) не стали комментировать ситуацию. Официальный представитель Росавиации отметил, что 19 марта с.г. действительно прошло "рабочее совещание с авиакомпаниями по вопросам с чартерными рейсами в летний сезон".