"РБК daily": Кремль использует экспортный проект Gunvor в спорах с Белоруссией.
В последнее время высокопоставленные столичные чиновники стали частыми гостями в Усть-Луге. Компания Gunvor строит в приморском поселке нефтепродуктовый терминал, и его скорый запуск может оказаться как нельзя кстати. Как пишет сегодня "РБК daily", длившаяся почти целый месяц нефтяная война между Россией и Белоруссией заставила Москву вспомнить об обходных маршрутах экспорта нефтепродуктов.
Белоруссия, еще до вхождения в Таможенный союз с Россией, не раз требовала от Москвы эксклюзивных отношений. Теперь следует ожидать упредительных действий со стороны России, чтобы умерить пыл соседей по союзу при согласовании таможенных платежей. Для демонстрации независимости в порту Усть-Луга в ускоренном порядке готовится к запуску нефтепродуктовый терминал.
В компании "Усть-Луга", являющейся заказчиком - застройщиком порта, сообщили, что в январе 2010г. порт посетили несколько высокопоставленных федеральных чиновников, в частности начальник управления организации таможенного контроля ФТС Дмитрий Некрасов и замминистра транспорта Виктор Олерский. Они проверяли степень готовности нового объекта. Один из экспертов рынка добавил, что, по его данным, они приезжали поторопить с запуском терминала.
Участники рынка говорят, что открытие терминала усилит позиции Москвы на случай нового обострения споров с Белоруссией. Сейчас в России практически нет собственных возможностей для экспорта мазута. Как правило, он отправляется на терминалы в Прибалтику, в частности в Литву, в том числе транзитом по железной дороге через Белоруссию. Терминал в Усть-Луге будет первым мазутным в стране, и сейчас на фоне проблем с Белоруссией очень важно показать, что он готов к работе, говорит один из участников рынка.
Изначально терминал планировалось запустить еще в конце 2009г. Однако уложиться в срок строители объекта тогда не успели, ввод был перенесен на 2010г. В Gunvor сообщили, что терминал может начать функционировать в первой половине 2010г., в настоящее время на объекте продолжаются строительные работы. Однако, по косвенным данным, пуск может произойти уже в ближайшее время.
"Со стороны моря к запуску терминала все готово", - сообщил представитель морской администрации порта Усть-Луга. По его информации, сейчас работы ведутся на причалах. Подготовка к пуску ведется и на других фронтах. Проект терминала предусматривает прием грузов из железнодорожных вагонов, промежуточное хранение и погрузку в танкеры. Максимальный грузооборот комплекса составит 30 млн т мазута и светлых нефтепродуктов в год.
С открытием нового терминала у российских руководителей появится неплохой повод напомнить соседям о серьезности намерений по строительству БТС-2. Тем более что новый маршрут транспортировки нефтепродуктов может быть экономичнее. "Транспортные издержки при отправке топлива через Усть-Лугу могут быть ниже, чем при его транспортировке другими маршрутами, в частности, через Белоруссию в направлении прибалтийских портов, - отмечает аналитик "Метрополя" Алексей Кокин. - Другое дело, что концентрация сырьевых потоков на Финском заливе дает дополнительные риски".
Нефтеналивные проекты в Усть-Луге как раз начались с одного из первых конфликтов между двумя странами. "Конфликт с Белоруссией очень позитивно повлиял на перспективы реализации проекта БТС-2, который должен прийти на смену нефтепроводу "Дружба" и снизить политические риски для российских поставок. Конечным пунктом нефтепровода БТС-2, берущего начало в Унече Брянской области, как раз и является Усть-Луга", - напоминает Александр Еремин из "Финама".