Мадагаскар за КАД: как будут меняться наши новостройки
Урбанистическая (в хорошем смысле слова) среда обеих столиц, по моим впечатлениям, сейчас очень разобщена. Кто-то, несмотря ни на что, процветает, кто-то благородно бедствует; кто-то пытается разжечь отсыревшие дрова модернизма, кто-то не устает вкатывать в гору камень классического палладианства; кто-то еще старается отстоять внушенный учителями профессиональный идеал, а кто-то на всё махнул рукой и строит себе – с поправкой на экономические и политические обстоятельства нового века – бесконечные Новые Черёмушки. Черёмушки экономкласса, Черемушки бизнес-класса и т.д. и т.п.
Но как минимум в одном вопросе у архитекторов в 2016 году сложился консенсус – то градостроительство, что происходит (вернее, уже произошло) за кольцевыми автодорогами, – это не просто ужас, а ужас-ужас-ужас.
Набор претензий понятен. Холодная кубатура высотных кварталов, из которых не выехать утром и в которые не вернуться вечером, парковки, рассчитанные по нормативам «времен очаковских», социальная инфраструктура, на годы отстающая от насущной потребности, издевательское «озеленение»… Дегуманизация пространства налицо.
На свой лад проблему осознают и представители разных уровней власти, благодаря многолетней и, в сущности, очень последовательной политике которых этот «заКАД Европы» и стал таким, каким он стал. Не просто осознают, но пытаются сформулировать какую-то новую политику. Какова же она? Свет на некоторые ее детали проливают опубликованные материалы международного форума «Среда для жизни: новые стандарты», который проходил в середине осени 2016 года в технопарке Иннополис, что под Казанью. Особо отмечу: мероприятие состоялось не само по себе, а «по поручению правительства Российской Федерации».
Выступивший на форуме главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов поделился своими соображениями на предмет развития субурбий. Важным изъяном новостроек он считает их безличность. Искомого разнообразия в типовой застройке, которая представлена в основном панельным жильем, можно добиться, сказал Кузнецов, путем модернизации домостроительных комбинатов и введения новых стандартов проектирования. Не то, чтобы эти мысли прозвучали революционно – и о перенастройке ДСК, и о различных стандартах говорят в России давно. Собственно говоря, непонятно, что мешает нашим всесильным властям повлиять на собственников заводов ЖБИ и внедрить новые правила. Но принципиального спора тут не получится – да, надо модернизировать, да, надо вводить…
Но дальше в лучших традициях мировой, а не российской урбанистики Сергей Кузнецов отвлекся от материального, и заступил на почву философии. Что есть «разнообразие»? «Надо помнить, что разнообразие и хаос – это очень разные вещи. Стандарты не должны превращаться в скуку. Понятно, что не надо уходить в рутинные вещи, порядок нужен для того, чтобы достигать правильного разнообразия», – пояснил (или окончательно всех запутал?) С. Кузнецов.
Чтобы такая диалектика не звучала слишком абстрактно, главный архитектор Москвы показал потенциал разнообразия в типовой застройке на неожиданном примере. Цитирую по РБК Недвижимость: «Маленькая история, которая не связана с урбанистикой, но является очень хорошим примером для урбанистики, для развития городов. Лемуры едят только бананы и, находясь в замкнутом пространстве, очень грустят от унылой скуки и замкнутости, которая ежедневно их преследует, в том числе и от однообразной еды. [Чтобы их отвлечь от скуки] работники зоопарка стали каждый день резать бананы по-разному – звездочками, кружками, кубиками, соломкой и т. д., что добавило этому милейшему существу красок жизни. Это очень хороший пример: даже если у вас не очень много средств под рукой, при грамотном комбинировании вы можете достичь большого разнообразия и анимировать городскую среду, которую нам, городским управленцам и архитекторам, поручено развивать».
Может быть, кто-то забыл: лемуры – это такие обезьянки с огромными, грустными навыкате глазами и роскошными пушистыми хвостами. Живут они далеко от Москвы, на Мадагаскаре. Но парадоксальным образом в сознании главного архитектора столицы они как-то зарифмовались с покупателями недвижимости в российских городах-миллионниках.
Действительно, глаза у нынешнего и будущего собственника типового жилья, этого «милейшего существа», сейчас не веселые – доходы в кризис падают быстрее, чем цены на недвижимость. Но дело не только и не столько в ценах, сколько в качестве покупки. Если принимать всерьез метафорику Кузнецова, руководители нашего архитектурного дела видят перспективу его улучшения в нарезке сложившегося продукта «звездочками, кружками, кубиками, соломкой». Например, в раскрашивании фасадов новых домов в три утвержденных вышестоящими колористами цвета, или, возможно, в установке стеклянных дверей в подъездах, или в утверждении типовой квартирографии (один человек – 20 «квадратов», два человека – 40 и так далее).
Такой подход означает, что никаких перемен, кроме косметических, покупателям квартир в субурбиях ждать не приходится. Не вздумайте путать хаос с разнообразием. Типовое – то есть кем-то одобренное – незыблемо. Плати, жуй прогрессивно нарубленный банан и радуйся жизни, как бы говорят лемуру архитектурные власть предержащие. Понятно, почему у русского лемура такие грустные глаза.