Директор "Светлой музыки" И.Бортнюк: Чтобы U2 выступили в Петербурге, нужно построить новый стадион
Петербургских промоутеров "Светлая музыка" трудно упрекнуть в плохом вкусе. За последние девять лет компания организовала более 500 концертов, ловко обходя мейнстрим и привозя в Россию музыкантов, играющих актуальную музыку. Генеральный директор "Светлой музыки" ИЛЬЯ БОРТНЮК, которому каким-то образом удается зарабатывать на группах, известных не самому широкому кругу слушателей, в период кризиса не собирается сворачивать деятельность и думает об открытии собственного клуба. В интервью корреспонденту РБК daily ВИКТОРИИ АЛЕЙНИКОВОЙ он рассказал о предстоящем "Стереолете", о гастрономических пристрастиях Morrissey и о том, почему до Петербурга пока еще не доехали U2.
— В конце июня в Петербурге и Москве состоится концерт Morrissey — аристократа от музыки, творчеству которого мы обязаны появлением брит-попа. Трудно ли было договориться об этом концерте и серьезные ли у него требования к организаторам?
— Мы два раза получали предварительное подтверждение, и оба раза музыкант отменял тур или часть тура. В общем-то это в практике Morrissey, особенно в последнее время, когда он поменял несколько агентов и менеджмент-компаний. Для нас эти два концерта важны еще и потому, что они, видимо, будут единственными в России, т.к. в январе музыкант заявил, что больше не будет гастролировать и Tour of Refusal — последнее турне в его карьере. Что касается запросов, то на самом деле нет таких, которые бы нас удивили. Жесткие требования связаны с ограничениями пространства, во время саунд-чека в зале могут находиться только представители менеджмента и техники, то же самое касается прохода на территорию бэкстедж. Есть отдельный пунктик, который касается питания. С Morrissey приезжает кэтринг-компания и свой повар. И мы должны будем предоставить авто и переводчика, который появится с группой в магазинах и на рынках. Morrissey — вегетарианец, но мы не собираемся готовить на концерте мясо, так что все эти требования соблюсти будет несложно. Я вообще думаю, что они скорее возникают не у самого музыканта, а у его менеджмента.
— В этом году хэдлайнерами "Стереолета" будут Röyksopp и Nick Cave & The Bad Seeds. Почему такой выбор артистов?
— Всегда есть собственные пожелания и планы, а есть реальная ситуация. В этом году она сложилась таким образом, что мы можем пригласить одного хэдлайнера и одного-двух западных артистов, менее известных. Конечно, мы бы хотели больше. Что касается выбора, то Röyksopp мы собирались привезти давно, но последние четыре года они не выступали. По-моему, они идеально подходят для "Стереолета", так как исполняют небанальную музыку и имеют свой собственный стиль и узнаваемое звучание, в котором присутствует близкий российскому слушателю мелодизм. Появление Ника Кейва на "Стереолете", возможно, выглядит несколько неожиданно. Но тот факт, что он выступает на фестивале, большая удача, учитывая его большие гонорары на обычных концертах. И вообще, это один из моих любимых музыкантов.
— Как происходил отбор артистов на нынешний фестиваль?
— У нас было много кандидатов. И приходилось ориентироваться на группы, которые сейчас гастролируют. Например, мы хотели бы привезти австралийскую группу Сut Сopy, но в этом году они не выступают. Было желание пригласить Fever Ray — cольный проект Карин Дрэйер-Андерсон, солистки группы The Knife, которая, кстати, не менее популярна у нас, чем Röyksopp. И мы бы смогли договориться, если бы не высокий гонорар. Тем не менее я считаю, что в этом году у нас достаточно артистов, в том числе западных, так как у нас еще присутствуют известная финская Huskey Rescue, группа Parov Stelar из Австрии, которая впервые приедет в Россию. Серьезный акцент в этом году сделан на русскую музыку, которая по своей значимости для нас не менее важна, чем западные артисты.
— Может, это уже тенденция — в период кризиса обратиться к отечественной продукции, и в данном случае — к отечественной музыкальной сцене?
— Не думаю. Просто именно сейчас на ней появился ряд интересных музыкантов, и мы решили сделать выборку самого интересного, включая близлежащие страны. Нескольких музыкантов, представленных в программе "Стереолета", я считаю выдающимися и думаю, что их будет не менее интересно слушать, чем западных. Например, украинская группа "НеГрузовики", "Кассиопея", Dubstepler и еще ряд совсем молодых, неизвестных, но, на мой взгляд, очень интересных артистов.
— Не сказалась ли экономическая ситуация на уровне организации фестиваля? Нынешнее "Стереолето" будет лучше предыдущего?
— Я надеюсь, что да. Мы каждый раз учимся на ошибках и вносим новые элементы в организацию. Так, в этом году будут новые организационные приемы, более четкая система прохода и отлаженная работа кафе. Обычно мы начинаем готовить очередной фест с осени и в начале года уже более или менее представляем место и основных артистов. Не всегда просто оценить размер спонсорского участия, спонсоры отказываются раскрывать бюджеты, хотя мы активно этого добиваемся. В нынешнем году наш основной партнер, "Балтика", отказался от поддержки фестиваля практически в момент подписания договора, что стало для всех большой неожиданностью. К счастью, мы нашли возможность сохранить фестиваль. Но пришлось несколько повысить цену билета, чтобы оставить двухдневную программу.
— Окупить фестиваль просто продажей билетов невозможно?
— Нет. Бюджет фестиваля складывается из нескольких составляющих — продажи билетов, всевозможной продукции и напитков и спонсорского участия, на которое приходится 30—50%. Даже за счет спонсоров мы в итоге едва покрываем затраты. Без них же я не представляю себе фестиваля с участием западных звезд. Можно, конечно, пригласить малоизвестные или даже известные российские группы, но получится второе "Нашествие". А один западный артист нашего уровня — это пять-шесть известных русских рок-звезд. Исполнители уровня Morrissey, Massive Attack или Сhemical Brothers стоят порядка 100—150 тыс. долл. Я думаю, 1500 руб. — вполне приемлемая цена билета на фестиваль. В прошлом году в первый день фестиваля, когда выступали Massive Attack, было порядка 7 тыс. человек, и 1,5 тыс. пришли на второй концерт — полуфинал чемпионата Европы по футболу подвел! В этом году мы ожидаем около 4—5 тыс. посетителей на каждый концерт. Я надеюсь, что будет возможность сохранить фестиваль и в будущем году. А если не найдем денег, то сделаем его в небольшом клубном формате, пригласив недорогих артистов. Есть идея развить "Стереолето" и в другие города — Екатеринбург, Новосибирск. Опыт проведения фестиваля в прошлом году в Екатеринбурге был вполне удачным.
— Как реагирует рынок организации концертов на кризис? Сильно ли снизились продажи билетов?
— Снижение составило до 30% по западным музыкантам. Думаю, что с русской музыкой ситуация несколько лучше, слушатели сохраняют преданность нашим рок-артистам. Кризис повлиял и на рынок корпоративных праздников, и компании, которые этим занимались, сильно пострадали. Люди в целом стали меньше тратить на концерты. Приходится сокращать расходы на развлечения, и эта статья попадает под сокращение в первую очередь. Так что какое-то время будет тяжело. Хотя для меня вопрос идти или не идти на концерт Morrissy или Ника Кейва не стоял бы, это обязательные фигуры. На такие концерты многие ездят в соседние страны, тратя гораздо больше денег.
— Открывшиеся в Петербурге за последнее время клубы-тысячники — "Зал ожидания" и "Главклаб" — составили вам конкуренцию? Вы предпочитаете организовывать концерты на других площадках. Почему?
— Здесь присутствует момент организации. Если к нам обращаются как к букинг-компании с просьбой привезти такого-то артиста, мы готовы это сделать хоть сейчас. Но арендовать такие площадки дорого. Да и оба клуба не совсем соответствуют нашему формату. "Главклаб" слишком роковый, и я, например, сложно представляю там концерт Ladytrone. Другая политика и в "Зале ожидания". Конечно, мы будем сотрудничать с ними, и у нас даже есть определенные договоренности, мы везем для них несколько артистов. В частности, недавно привозили Ghostface Killah для "Главклаба". Вообще я считаю, что открытие сразу нескольких больших клубов, которых долгое время не хватало в Петербурге, не сильно украсило городскую концертную программу. На данный момент они в основном по очереди делают концерты давно известных музыкантов: "Психея", "Сплин", "Ляпис Трубецкой" и т.д. Если бы не открылись эти площадки, "Звери" и "Чиж" продолжали бы выступать на малой арене "Юбилейного". Может появиться хоть десять новых промоутеров, как мы, но надо найти возможность приглашать западные группы. Находить на это деньги и создавать условия. А сделать концерт "Аукциона" или Brainstorm, поверьте, несложно. Достаточно позвонить и предложить 6—7 тыс. евро, и завтра у вас будет концерт, на который гарантированно придет тысяча человек. Но чтобы привезти западную группу, которая бы собрала такую аудиторию, необходимо заплатить уже 15—20 тыс. евро. И искусство заключается в том, чтобы найти недостающие 15 тыс. евро. Этим мы и занимаемся.
— В Петербурге "Светлую музыку" считают рупором современной и актуальной музыки. Возникает ли перед вами дилемма: привезти молодого нераскрученного, но очень интересного и пока еще дешевого артиста или подождать, пока он станет известным, но существенно повысит свой гонорар и потеряет свою "свежесть"? Где выход из этой ловушки?
— Мы постоянно находимся в этом компромиссе и видим выход посередине. Ясно, что на U2 или Red Hot Chily Peppers придет очень много народу, но чтобы пойти на Fever Ray или Röyksopp, надо любить музыку и интересоваться ею. Мы стремимся привозить музыкантов, которые делают настоящее искусство и находятся вне моды. Про трип-хоп все уже давно забыли, но на концерты Massive Attack и Tricky пришли тысячи человек! Sigur Ros играют уже много лет, но не потеряли свою актуальность. Проблема, может быть, в том, что артисты не выступают. Я бы, например, очень хотел организовать концерт Daft Punk. Но все происходит органично, шаг за шагом. Рано или поздно мы привозим тех артистов, которых давно хотели.
— А предпринимать собственные усилия по раскрутке не самых известных команд пробуете?
— Мы это делаем. Например, мы привозили группу Rubensteiner из Франции или исландские группы Сocktail Vomit и Trabant. Но такие артисты слушаются в рамках фестивалей. На обычный концерт такой группы придет не больше 200—300 человек. Хотя мы можем делать и такие.
— Не возникает искушение открыть свое место под такой формат?
— Когда-то у нас была идея сделать зал на 700—1000 человек. Но после того как открылись вышеупомянутые клубы, я подумал, как хорошо, что не вписался в эту историю. При всем опыте и знаниях нам бы удавалось делать что-то стоящее раз в две недели, а в остальное время были бы те же "Сплин" и "Би-2". Я с большим уважением отношусь к этим артистам, но это было бы не то, к чему я стремился. Знаете, хорошо иметь маленький ресторан, куда приходят только знакомые. А когда ты открываешь большой ресторан, то приходится так или иначе отходить в сторону фастфуда, обязательно водить туристические группы, делать счастливые часы и т.д. С точки зрения зарабатывания денег это, конечно, хорошо, но с точки зрения чистоты идеи — нет. Мне интереснее сделать концерт не самой известной группы и открыть место, не рассчитанное на массовость. И я думаю, мы такую площадку однажды сделаем. Я хоть сейчас могу написать список из 50 групп, на каждую из которых к нам придет 200—300 человек, и стоить эти артисты будут совсем недорого. А Gogol Bordello всегда можно провести в большом зале на 2—3 тыс. человек.
— Анонсы "Светлой музыки" на вторую половину года?
— В октябре собираемся привезти Red Snepper с новым альбомом, а в ноябре — Gogol Bordello, который также анонсировал новый альбом. Будут и небольшие концерты для клубов.
— Как вы думаете, доедет ли когда-нибудь до Петербурга U2?
— Чтобы это случилось, нужны хорошие условия. Гонорар U2 в принципе сопоставим с гонораром Мадонны, так что дело только в площадке. В Петербурге просто нет места для группы, которая может собрать до 100 тыс. человек. Сейчас на "Петровском" помещается только 20 тыс., столько же влезает в СКК. Дворцовая же площадь мало приспособлена для концертов. Даже Красная площадь в этом отношении более логична. Так что остается надеяться на строительство нового стадиона, и тогда можно ждать и U2. В общем-то кроме них все остальные мегазвезды у нас уже были.
Илья Бортнюк родился в 1968 году. Получил специальность звукорежиссера в Ленинградском институте киноинженеров (ЛИКИ). В начале 90-х работал промоутером в первом в России музыкальном клубе ТаМtАm. Вел музыкальные программы на Ленинградском радио, радио "Европа плюс" и радио "Катюша". В 1996 году вместе с Олегом Тиньковым открыл компанию "Шок Records", где записывались наиболее интересные артисты города, в том числе "Нож для фрау Мюллер" и "Ленинград". С 2000 по 2002 год был директором по артистам и репертуару компании Gala Records, представлял компанию в Петербурге, продвигал группы "Ленинград", "Вопли Видоплясова", Markscheider Kunst. В 2000 году организовал промоутерскую компанию "Светлая музыка", на счету которой концерты Kraftwerk, Dead Can Dance, Sonic Youth, Air, Franz Ferdinand, Einsturzende Neubauten, The Future Sound of London, The White Stripes и др. Компания ежегодно организовывает фестиваль "Стереолето" в Санкт-Петербурге, Москве и Екатеринбурге.