Петербургские торговые комплексы нашли новый способ привлечения клиентов
В Петербурге развивается тренд на «децентрализацию» рынка коворкингов: новые площадки стали открываться в спальных районах, в том числе в помещениях торговых центров. В числе последних примеров — коворкинг SMART, который в сентябре начнет работать в ТЦ «Капитолий Outlet». Для ТЦ, многие из которых нуждаются в смене концепции, привлечение «гибкого» офиса в качестве арендатора может стать дополнительным способом расширения целевой аудитории, полагают эксперты.
На месте магазинов
Первый коворкинг SMART откроется в сентябре в «Капитолий Outlet», он займет 660 кв. м в торговом центре на пересечении Коломяжского проспекта и проспекта Королева. Как пишет «Деловой Петербург» со ссылкой на автора проекта, совладельца ГК «Ареопаг» Данила Барышева, инвестиции составили порядка 16,5 млн руб., их рассчитывают окупить за 3–3,5 года. В ближайшие два года сеть собираются расширить до 10 объектов (в том числе по партнёрской модели).
РБК Петербург направил запрос в «ЭНКА ТЦ», собственника и управляющую компанию сети торговых центров «Капитолий», с просьбой рассказать, какого эффекта ожидают в компании от запуска коворкинга на торговых площадях.
Коворкинг у дома
Эксперты называют децентрализацию и появление «гибких» офисов в спальных районах Петербурга трендом, который набирает популярность.
Как отмечает руководитель отдела исследований компании JLL в Санкт-Петербурге Наталия Киреева, большая часть «гибких» офисов в Петербурге по-прежнему находится в историческом центре города в локациях, близких к метро и основным транспортным магистралям. «Но постепенно происходит частичная децентрализация и появление гибких офисов в спальных районах города, в новых проектах жилых домов и апартаментов, на верхних этажах торговых центров и т.д.», — говорит она.
Примеры перевода торговых площадей под коворкинги в Петербурге уже есть. По данным JLL на конец августа 2021 года, в ТЦ Петербурга работают пять «гибких» офисных пространств, которые предлагают в общей сложности 357 рабочих мест. Это Corner в ТЦ «Адмирал», &place в ТЦ «Невский Атриум», «Северная долина» в ТЦ «Парнас», Edeniza в ТЦ «Платформа» и коворкинг в мебельном центре «Кубатура».
На месте магазинов начали открывать и более крупные коворкинги. Как ранее сообщал РБК Петербург, в Renaissance Hall на месте книжного «Буквоед» заработал сервисный офис CASE площадью 1,2 тыс. кв. м на 220 рабочих мест (совместный проект консалтинговой компании IPG.Estate с турецким девелопером Renaissance Development).
По словам экспертов, с 2020 года, после вынужденного перехода на дистанционный формат работы, у многих компаний изменилось отношение к офисам. «Часть работников и работодателей, которые заняты в той сфере, где возможна удаленная работа, готовы в дальнейшем эту форму работы поддерживать добровольно. И «гибкое» офисное пространство становится альтернативой работе из дома при условии, что оно находится недалеко от места жительства. К тому же в удаленных от центра районах стоимость аренды рабочих мест существенно дешевле», — подчеркивает Наталия Киреева. По ее прогнозам, коворкинги в составе жилых комплексов и ТЦ в удаленных от центра районах города будут пользоваться спросом.
Расширение аудитории
«Для торговых центров, нуждающихся в реконцепции, коворкинг может стать дополнительным магнитом, расширяющим целевую аудиторию. Торговые комплексы взяли курс на превращение в многофункциональные центры, и «гибкий» офис как один из вариантов использования площадей в ряде случаев будет востребован», — резюмирует эксперт.
Как ранее писал РБК Петербург, почти 70% торговых центров Петербурга были построены более десяти лет назад, многие из них «морально устарели» и нуждаются в смене концепции.
По данным IPG.Estate итогам первого полугодия 2021 года суммарная площадь коворкингов в Петербурге составила 61,9 тыс. кв. м. В 2021 году к открытию запланировано 14 объектов общей площадью 22 тыс. кв. м. Если все планы по запуску новых проектов будут реализованы, то к концу 2021 года объем гибких офисных пространств города достигнет 74,7 тыс. кв.м.