В Петербурге обсуждают судьбу электронной медицины
Комитет по здравоохранению Петербурга представил городскому парламенту новый проект — «Электронное здравоохранение», на который Смольный только в 2018 году просит дополнительно выделить 1 млрд руб. Саму идею депутаты не оспаривали, однако детали проекта вызвали у них резкую критику. Главная претензия состояла в том, что чиновники не объясняют, на что именно и как они собираются тратить бюджетные деньги.
Медицинские big data
Как рассказал исполняющий обязанности председателя комитета по здравоохранению Евгений Евдошенко, проект «Электронное здравоохранение» состоит из ряда информационных сервисов, ориентированных на пациентов, медработников, руководителей медучреждений и ведомств. После внедрения системы, пациенты смогут отслеживать информацию об анализах и медуслугах, полученных в рамках ОМС. Медработники будут вести документацию в электронном виде и получат доступ к данным единой информационной системы.
«На сегодняшний день каждая медицинская организация сама закупает информационную систему. Все они оказались не интегрированы между собой. Пациент получает анализы в поликлинике, но эта информация не доходит в электронном виде до больниц. Нужно привести к единому знаменателю все существующие информационные системы», — пояснил Евдошенко.
Проект «Электронное здравоохранение» был принят в этом году и должен быть завершен к 2019 году. На его реализацию Евдошенко запросил дополнительный 1 млрд руб. в рамках бюджета 2018 года, пообещав, что в 2019 году расходы будут меньше.
Астрономические фантазии
Однако названная чиновником сумма вызвала недоверие у парламента. «Кто-нибудь рассматривал концепцию этого проекта? Был ли проведен детальный анализ, возможна ли вообще интеграция систем? Стоит ли на это тратить миллиард? Может, пациенты сами распечатают анализы и отнесут их?» — возмутилась депутат от «Партии роста» Оксана Дмитриева.
В ответ на это Евдошенко напомнил, что проект обсуждался на правительстве и был одобрен.
«Из того, что вы сказали, — продолжила Дмитриева, — я заключаю, что никакой концепции «Электронного здравоохранения» не существует. Это просто не очень последовательные фантазии по поводу интеграции информации. Сумма, которая выделяется — миллиард рублей — превышает объем выделения средств на психиатрию, на лечение сахарного диабета. Это совершенно астрономическая цифра. Мне кажется, что эти средства можно выделить комитету, но на другие цели — например, на высокотехнологичную медпомощь».
Парламентарии усомнились и в том, что чиновники смогут эффективно потратить полученные деньги. «Мы помним, какие огромные средства выделялись во все предыдущие периоды по другим программам и какие показатели не были достигнуты. Думаю, мы попросим контрольно-счетную палату поучаствовать, чтобы понять, куда были потрачены средства», — сказала депутат от «Единой России» Елена Киселева.
Впрочем, отказываться от самой идеи информатизации здравоохранения парламентарии не стали, решив рассмотреть анонсированный Евдошенко проект на отдельном заседании и еще раз оценить целесообразность выделения миллиарда рублей.
Банальности прошлого века
Несмотря на отсутствие у чиновников внятной концепции проекта, система «Электронное здравоохранение» частично уже реализуется в Северной столице, рассказал РБК Петербург управляющий партнер EuromedGroup Александр Абдин. «Петербургский проект на 90% повторяет федеральную госпрограмму. В Северной столице она реализуется секторами. Например, у нас работает кардиорегистр, в котором можно проследить движение пациента по разным медучреждениям», — говорит эксперт.
По словам Абдина, Петербург уже создал единый лабораторный справочник исследований, который взяли за основы все регионы России. «Система позволила унифицировать обмен данными во всем городе и передавать результаты от поликлиник в больницы», — добавил топ-менеджер.
По его мнению, необходимость внедрения такой системы в Петербурге очевидна. «Проект позволит убрать дублирование и хаос, который царит между разными медорганизациями. Сейчас каждый работает на своем поле. Пациент выполняет роль «трансмиттера», носится с пачкой распечатанных бумаг. А это должен делать компьютер», — пояснил эксперт.
Однако, как считает Абдин, в реализации программы есть серьезные помехи. «В медучреждениях не хватает компьютеров, сетей — банальностей двадцатого века. У нас есть удивительные IT-решения, но они сталкиваются с нашей архаичностью: отсутствием персональных компьютеров, дремучестью персонала в освоении новых технологий, нехваткой денег или неумелым распоряжением средствами. Пока мы решаем примитивные задачи, но в двадцать первом веке все сети должны быть связаны, тем более в мегаполисе», — сказал РБК Петербург Абдин.
Справка
Как ранее рассказывал директор Санкт-Петербургского медицинского информационно-аналитического центра Геннадий Орлов, по состоянию на июнь 2017 года медицинские информационные системы внедрены в 98% поликлиник и 80% стационаров. В Петербурге создана интегрированная электронная медицинская карта (ИЭМК), где передаются 60% результатов лабораторных исследований. В будущем, по словам Орлова, планируется наполнить ИЭМК направлениями врачей, результатами диагностических исследований, выписными эпикризами. Также параллельно ведется работа по созданию электронных сервисов для пациентов.