Молокозаводы Ленобласти массово расширяются на падающем рынке
Сразу несколько молочных заводов Ленобласти планируют существенно нарастить объемы производства на фоне снижения спроса на молочные продукты. В основном, это малые и средние предприятия. Как выяснил РБК Петербург, эти производители рассчитывают увеличить продажи за счет более активной работы с розницей и вытеснения белорусской продукции.
Молочная модернизация
Общие инвестиции в расширение молочных производств в регионе превышают 700 млн руб. АО «Приневское» вкладывает в модернизацию 200 млн руб. Как рассказал гендиректор компании Мухажир Этуев, к концу лета «Приневское» установит новое оборудование на своем заводе, что позволит ему полностью перерабатывать производимое в хозяйстве молоко. В настоящее время завод перерабатывает 18 т молока в сутки, а после модернизации его мощность увеличится до 28 т. Кроме того, модернизация позволит предприятию расширить ассортимент продукции.
Расширяется и производитель «Молочная культура». По данным газеты «Коммерсантъ», компания уже провела модернизацию производства, которая позволит ей нарастить объем производства втрое. По оценкам экспертов, инвестиции в модернизацию могли составить также около 200 млн руб.
Планы по расширению есть также у хозяйства «Красноозерное» — компания планирует увеличить объем переработки с 25 до 35 т молока в сутки на собственном заводе. По словам заместителя председателя правительства Ленобласти Олега Малащенко, увеличение объемов производства ожидается и на предприятии «Культура-Агро». Возрождает проект по строительству завода по выпуску сыра во Всеволожском районе компания «Первый базис» (предполагаемые инвестиции — 350 млн руб.).
Среди крупных молочных заводов в регионе о расширении заявляла только ГК «Галактика» (завод в Гатчинском районе). В апреле этого года финская компания Valio запустила на этом заводе производство десертов и йогуртов. А осенью этого года «Галактика» планирует запустить производство сыров.
Стагнация рынка
Примечательно, что все новые проекты анонсированы на фоне стагнации рынка молочных продуктов. Опрошенные РБК Петербург эксперты говорят, что потребление молочной продукции падает и в России в целом, и в Петербурге в частности. «За прошлый год снижались объемы продаж молочных продуктов и в денежном, и в натуральном выражении», — отмечает Анастасия Джафарова, директор по работе с клиентами отдела исследований потребительской панели GfK Rus.
В целом в России потребление молочных продуктов уменьшилось с 246 кг на человека в 2001 году до 231 кг на человека в 2017 году, за прошлый год этот показатель сократился еще на 3%. Из-за снижения доходов и повышения цен на продукцию потребитель сокращает объем покупок либо переходит на молокосодержащие продукты, говорит Марина Петрова, генеральный директор компании «Petrova 5 Consulting».
«В нашей фирменной рознице средний чек снижается. Покупатель стал тратить в два раза меньше: если раньше человек брал две пачки творога, то сейчас одну», — рассказывает гендиректор ГК «Лосево» Эльдар Беглов.
Надежда на сети
На вопрос о том, на что в таких условиях рассчитывают компании, расширяющие производство, РБК Петербург получил несколько ответов. По словам игроков рынка, небольшие и средние производители рассчитывают нарастить объемы продаж, в частности, за счет работы с крупными и региональными сетями.
«Мы сейчас ведем переговоры о сотрудничестве с рядом сетевых компаний», — говорит Мухажир Этуев («Приневское»). Представитель хозяйства «Красноозерное» Сергей Клемешев также говорит, что компания рассчитывает на рост продаж за счет работы с сетями, в том числе, за счет производства частных торговых марок для розницы.
«Ретейлеры сейчас расширяют сотрудничество со средними производителями молочной продукции, поскольку не хотят работать только с крупными компаниями. В такой ситуации у региональных переработчиков появляется шанс увеличить продажи», — говорит президент группы компаний «Нева Милк» Альберт Суфияров.
По мнению главы сети «РеалЪ» Александра Мышинского, небольшие производители могут успешно сотрудничать с региональными сетями, осваивая, в частности, средний и низкий ценовой сегмент.
Опрошенные РБК Петербург эксперты согласны с тем, что малые молочные заводы могут рассчитывать на локальные рынки сбыта в местных сетях. Кроме того, компании могут открывать собственные лавки и магазины, отмечает аналитик ООО «Агриконсалт» Юлия Никулина.
По ее мнению, российские компании в ближайшие годы также продолжат вытеснять импорт. Эксперт напоминает, что по итогам 2018 года продукция из других стран (в основном, из Белоруссии) составляла около 16% (или 5,7 млн т) от всего рынка молочных продуктов.
Справка
По оценкам компании Nielsen, цены на молочную продукцию с марта 2018 по март текущего года выросли на 1,7%. Наибольшую долю в общих объемах продаж молочных продуктов занимает пастеризованное молоко (23,9%), затем идет сметана (12%), творог — (10%), кефир (9,6%).