«Никто не балуется ценами»: рынок апартаментов показал неожиданный рост
На петербургском рынке апартаментов оживление. После резко спада продаж весной и в начале лета в третьем квартале 2022 года реализация апартаментов выросла на 41%. Но значительный рост показал только один сегмент — несервисные апартаменты или «псевдожилье».
Девелоперы выводили новые проекты на рынок на 18% дешевле, за счет этого и удалось привлечь покупателей. В Knight Frank St.Petersburg прогнозируют — до конца года, чтобы поддержать интерес к другим форматам апартаментов, застройщики будут вынуждены прибегать к скидкам и акциям.
«За счет ценового преимущества»
Аналитики консалтинговой компании Knight Frank St.Petersburg подвели итоги третьего квартала 2022 года на рынке апартаментов в Петербурге. С июля по сентябрь было продано около 500 юнитов различных форматов суммарной площадью 14,7 тыс. кв. м, что на 41% больше, чем во втором квартале 2022 года. По словам Светланы Московченко, руководителя отдела исследований Knight Frank St.Petersburg, совокупные продажи апартаментов показали положительную квартальную динамику, в основном, благодаря несервисному формату (сервисные апарт-отели с посуточной арендой и профессиональной управляющий компанией являются аналогами гостиниц, несервисные аналогами жилых комплексов — ред.).
В этом квартале были выведены на рынок сразу шесть комплексов, в том числе «Zoom на Неве», «Zoom Черная Речка», «Наследие на Марата», «Римского-Корсакова 22», которые за счет ценового преимущества перед юнитами в сданных комплексах апартаментов и жилыми объектами, показали высокие темпы продаж. Снижение средней цены наблюдалось только в несервисных апартаментах — за квартал минус 18%, до 262 тыс. руб./кв., что обусловлено появлением предложения с более низкой стоимостью.
«Псевдожилье» идет на рекорд
По итогам третьего квартала 2022 года свободное предложение на рынке апартаментов составило 5 тыс. юнитов, увеличившись на 12% за квартал. С начала года количество апартаментов в экспозиции увеличилось на 49%, в основном за счет появления в продаже несервисных объектов.
В третьем квартале 2022 года в продаже находилось рекордное с 2017 года количество комплексов несервисных апартаментов — 13 проектов, 60% из которых относятся к объектам реконструкции. Доля сервисных апартаментов в структуре предложения снизилась до 60% — около 3 тыс. юнитов, доля несервисных юнитов увеличилась до 23% (1,1 тыс. юнитов), доля рекреационных апартаментов составила 16% (около 800 юнитов).
Время скидок и акций
Несмотря на положительную квартальную динамику, совокупные продажи апартаментов за девять месяцев 2022 года уменьшились в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. «С наибольшей вероятностью, до конца года, чтобы поддержать интерес к другим форматам апартаментов, девелоперы прибегнут к скидкам и акциям», — прогнозирует Светлана Московченко.
Генеральный директор VALO Service, председатель экспертного совета Российской гильдии управляющих и девелоперов (РГУД) по апартаментам Константин Сторожев называл 2022 год непростым и переломным для рынка апартаментов. «Идёт объективное снижение продаж. Продажи упали в несколько раз у большинства, это факт», — говорил он. Особенно тяжелым был конец весны и первая половина лета, поскольку традиционный период слабой активности инвесторов наложился на нестабильную ситуацию в экономике. В августе продажи начали расти, но в основном продаются, по словам генерального директора компании «Петрополь» Марка Лернера (компания реализует апарт-отель «Начало») только студии самого маленького метража. Застройщики констатируют, что покупатели выбирают недвижимость с минимальным порогом входа. «Никто уже не балуется ценами, все балуются скидками», — отмечал Константин Сторожев.