Магазины в центре Петербурга уступают место «нетипичному» ретейлу
На фоне эпидемии коронавируса число сувенирных магазинов на Невском проспекте стало стремительно сокращаться, а число аптек, наоборот, расти. Кроме того, говорят эксперты JLL, набирают обороты нетипичные для конкретной улицы форматы торговли. В целом, по их словам, на фоне роста вакантности арендодатели вынуждены снижать ставки аренды в центре города.
Новый антирекорд
По итогам третьего квартала 2020 года на основных торговых улицах Петербурга оказались вакантны 12,9% помещений, и это является максимальным показателем за последние шесть лет. Предыдущее рекордное значение было зафиксировано три месяца назад, тогда пустовало 11,6% объектов формата стрит-ретейл. При этом на Невском проспекте доля свободных помещений оказалась выше и составляет сегодня 14,9%.
«С начала 2020 года на главных торговых коридорах Петербурга закрылось 308 магазинов, кафе и ресторанов, что на 5% меньше, чем за аналогичный период 2019 года. Но открылось всего 203 новых заведения, а доля пустующих помещений стабильно растёт», — рассказала руководитель отдела исследований компании JLL в Санкт-Петербурге Наталия Киреева.
Основная ротация в течение 2020 года происходит в сегменте общественного питания, одежды, обуви и аксессуаров, а также продуктовых магазинов. В третьем квартале до двух заведений сократилась сеть «Две палочки», закрылось несколько кафе «Север-Метрополь», вместо ресторана «Гонконг» на Садовой улице открылась Stolovka. Сокращает свое присутствие в формате стрит-ретейла обувная сеть Thomas Munz. Летний сезон без иностранных туристов привел к стремительному сокращению магазинов книг, подарков и сувениров. Так, Невский проспект с начала года лишился 11 магазинов этого сегмента, три из них — «Наследие».
Сеть кофеен «Чайникофф», не договорившись с арендодателями, закрыла три точки в Москве и две в Петербурге. По словам генерального директора сети кофеен «Чайникофф» Михаила Гусейнова, в целом ставки в петербургском стрит-ретейле снизились минимум на 30%. «Мы каждый месяц пересматриваем условия с арендодателями, ориентируясь на выручку, трафик. Пытаться сегодня сдавать помещения по ставке до пандемийного уровня, это как пытаться купить евро по тому же курсу», — говорит Михаил Гусейнов.
Нетипичные форматы
В третьем квартале 2020 года среди открытых магазинов на третьем месте (после общепита и одежды) с долей 18% находится сегмент красоты и здоровья, в первую очередь за счет аптек. Например, открылись аптеки в топовых локациях на Невском проспекте, 64 и на Невском проспекте, 15. До этого активное развитие этой сферы торговли сдерживали высокие арендные ставки и дефицит ликвидных локаций.
Особенностью кризисного периода стало также появление нетипичных для конкретной улицы форматов торговли. Помимо новых аптек, на Невском проспекте появился магазин товаров для дома IKEA, а также музей-магазин Yandex. На улице Рубинштейна, которая считается главной ресторанной локацией, открылся ювелирный магазин Avgvst. На Невском проспекте, 18 в помещении, ранее занимаемом «Шоколадницей», теперь работает музей восковых фигур.
Снижение ставок
Увеличение количества пустующих помещений, а также сроков их экспозиции привели к снижению арендных ставок. Например, на Невском проспекте ещё в июне 2020 года запрашиваемые ставки находились в диапазоне 7,5 тыс. -13 тыс. руб. за кв. м в месяц (включая НДС), а уже в конце сентября они снизились до 7 тыс. — 11 тыс. руб. за кв. м, подсчитали в JLL.
При этом увеличилась верхняя граница диапазона ставок по Большому проспекту П.С. с 4 тыс. до 4,5 тыс. руб. за кв. м в месяц, включая НДС. Этому способствовало открытие здесь ряда новых престижных брендов и увеличение привлекательности этой локации.
До конца года ожидается новая волна пересогласований коммерческих условий в связи с завершением летнего сезона, ухудшением погоды, что приведет к сокращению и так невысокого пешеходного трафика на основных улицах города и дальнейшему росту вакантности, говорят аналитики.