В США назвали Россию более серьезной кибер-угрозой, чем Китай
Директор некоммерческой организации Potomac Institute Cyber Center, занимающейся вопросами кибер-безопасности, Дэвид Смит считает, что Россия является более серьезной кибер-угрозой, чем Китай. Как сообщает Cnews, свое мнение он выразил в статье, опубликованной в августовском выпуске электронного журнала Defence Dossier, издаваемого Американским советом по внешней политике.
"Большинство комментаторов видят источником атак на США Китай. При этом мы на свой страх и риск забываем про Россию", - пишет Смит. Он напомнил, что в книге Cyber War, выпущенной в 2010г. бывшим координатором Белого дома по вопросам информационной безопасности Ричардом Кларком (Richard Clark), было написано: "Не стоит считать Китай важнейшей угрозой США в кибер-пространстве. Россия определенно опытнее, почти настолько же, насколько мы сами".
Россия имеет широкую концепцию информационной войны, включающую в себя разведывательную и контрразведывательную работу, дезинформацию, электронные войны, ослабление связей, нарушение поддержки навигации, психологическое давление и разрушение информационных систем, пишет Д.Смит. По его словам, первым практическим испытанием доктрины кибернетической войны было нападение на Грузию в 2008г. Хотя оно оказалось не вполне успешным, стоит предположить, что российские военные извлекли из него уроки.
Российская концепция информационной безопасности, преследующая три основные цели, отличается от концепций западных стран, пишет в своем докладе Д.Смит. Если первая из трех целей, защита стратегически важной информации, свойственна любому государству, то защита населения от вредной для него иностранной информации и насаждение патриотических ценностей являются уникальными, по крайней мере для демократических стран.
Дополнительно Д.Смит приводит в качестве экспертного мнения цитату исполнительного директора компании Taia Global, специалиста по информационной безопасности Джеффри Кара: "Операции России в кибер-пространстве редко раскрываются. Это является прямым показателем того, что они проводятся успешно".
Еще одна уникальной особенностью русского подхода является опора на обширные молодежные группы, таких как "Наши" и киберпреступные синдикаты, такие как несуществующая теперь Russian Business Network (RBN). До своего видимого закрытия в 2008г. RBN была вовлечена почти в каждую известную схему фишинга, систему распространения вредоносных программ, вредоносного кода, DDoS-атак, детской порнографии и т.п., говорится в докладе. Если такая организация более не существует, очевидно, что ее руководители сейчас активны где-то в другом месте Интернета.
Есть две причины, почему, как полагает автор доклада, в России к киберпреступной работе стараются привлекать молодежь. Во-первых, это сверхрентабельный бизнес: находясь в резерве, киберпреступники не требуют денег. Во-вторых, даже в результате обширной экспертизы не прослеживается связь между кибер-атаками и правительством.
В России достаточно хорошо подготовленных людей для проведения этих мероприятий. Будучи типичной сырьевой экономикой, Россия до сих пор пользуется преимуществами неплохой советской системы образования. В то время, как богатства сосредоточены в руках меньшинства, специалисты в математике, естественных науках и компьютерных технологиях вынуждены искать себе работу.
"Россия - ее правительство и множество спонсируемых государством кибер-преступников и участников молодежных движений (включая "Наши") - интегрировали кибер-операции в свою военную доктрину и занимается стратегическим шпионажем и диверсиями в отношении США. Более того, она не предпринимает каких-либо дипломатических усилий, чтобы улучшить ситуацию, хотя на международной арене постоянно твердит, что выступает за конструктивный подход", - пишет Д.Смит.
"Компьютеры являются одними из множества инструментов, с помощью которых Россия ведет информационную войну. Она ведется 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, и в мирное, и в военное время. Война ведется с помощью DDoS-атак, углубленного поиска уязвимостей и с помощью телеканала Russia Today, - пишет Д.Смит. - Эти меры вплетены в военную стратегию России. Война для России в том числе означает и информационную войну, и информационная война против России будет рассматриваться как война".