Перейти к основному контенту

Недвижимость

Для сдачи в аренду

получать пассивный доход

Для продажи

сохранить сбережения

На будущее

сформировать наследство

Санкт-Петербург и область ,  
0 

«Мы можем возить из Европы»: как доставляют товары онлайн-магазинам

Фото: PhotoXPress.ru
Фото: PhotoXPress.ru

Пандемия и режим самоизоляции создали уникальные условия для ускоренного развития российского рынка электронной коммерции. Объем этого рынка в 2021 году, по данным Data Insight, составил 4,1 трлн руб. при росте 52% год к году. Количество заказов росло еще быстрее: на 104%. Однако с конца февраля этого года ситуация на рынке резко изменилась — из-за ограничений, введенных странами Евросоюза и США, поставщики столкнулись с задержками или полным отсутствием многих товаров.

В рамках форума «Технотренды», организованного РБК Петербург, представители логистических компаний рассказали, можно ли перестроить цепочки поставок и как в связи с этим изменится рынок e-commerce.


Екатерина Печникова, директор по продажам Северо-Западного региона DPD в России:

«Мы можем возить из Европы»: как доставляют товары онлайн-магазинам

«Мы видим, что грузопоток в Россию становится меньше; соответственно, продавцы на маркетплейсах продают меньше: кто-то сейчас ожидает товар, у кого-то закончились складские запасы и он сам не знает, когда придёт груз. Что касается транспортных компаний, то их инфраструктура рассчитана под объём поставок, который был на рынке до санкций, и ещё с запасом. Мы все хотели расти, ожидали роста поставок на 30% в обозримой перспективе. Сейчас мы понимаем, что в ближайшем будущем этого не произойдёт. Думаю, что рынок электронной коммерции столкнётся с оптимизацией. Она подразумевает увеличение сроков доставки по некоторым направлениям, сокращение штата в онлайн-ретейле; вероятно, будет передел и на логистическом рынке — не все компании в сфере доставки переживут этот кризис.

Сильные игроки перестроятся и выстроят новые логистические цепочки. Проблема в том, что это произойдет не быстро. Любая перестройка логистической цепочки занимает время. К примеру, если речь идёт о водной транспортировке, то компаниям нужно поставить суда по этим маршрутам, предварительно зафрахтовав их. Это очень длинная цепочка непростых операций. Сейчас рынок ориентируется на импорт из Юго-Восточной Азии. Это прямой импорт, несанкционный товар. С Европой ситуация остаётся сложной, регулярно появляются новые ужесточения. Две недели назад грузовикам с российскими номерами запретили въезжать на территорию Европы.

При этом нужно понимать, что на рынке «свято место пусто не бывает». На место ушедших иностранных брендов придут другие. Судя по нашим клиентам — российским производителям одежды, они все думают о наращивании производства, но пока находятся в ожидании. Боятся, что в мае иностранные компании вернутся, или начнётся экспансия других иностранных брендов. Иран уже заявил, что готов поставлять одежду на российский рынок. Кстати, иранские вещи — нестандартные и красивые. Также Турция заявляла, что готова увеличить поставки в Россию, она как раз может заменить ушедший западный масс-маркет. Что касается люкса, то у нас появился закон о параллельном импорте, есть список брендов, которые можно ввозить. Пока офлайн-магазины люксовых марок закрыты, поставками могут заниматься крупные маркетплейсы.

Я считаю, что спад в e-commerce временный, после него маркетплейсы будут расти. Потребитель изменил привычки еще после пандемии и уже не пойдёт на рынок, не будет мерить одежду на картонке. Он привык к удобству, к быстрым заказам онлайн, и российские производители готовы предложить ему свой товар. Оптимизация транспортных компаний — тоже временная. Если объём грузоперевозок резко вырастет — мы готовы очень быстро масштабироваться. В частности, в прошлом году наша компания сделала большую инвестицию: мы начали строить в Домодедово новый автоматизированный хаб площадь 30 тыс. кв. м. Он позволит обрабатывать большое количество посылок. Мы не отказались от этого проекта и надеемся, что в течение года он заработает».


Андрей Мякин, директор по продажам «СДЭК»:

«Мы можем возить из Европы»: как доставляют товары онлайн-магазинам

«Мы пережили много кризисов, но такого структурного кризиса еще не было. Основная перемена — раньше движение груза осуществлялось с севера и запада, из Европы, из Петербурга и двигалось через нас на восток и на юг. Сейчас логистические цепочки перестроились и движение пошло вспять: из Владивостока, южной части Китая, через Казахстан и Армению — в центральную Россию и на Северо-Запад.

В прошлом году среди всех отгрузок на маркетплейсы 15% приходилось на бренды, которые сегодня остановили работу в Россию. Это очень высокая доля. Очевидно, что такой отток приведет к снижению грузоперевозок. Однако, что касается оптимизации, то наша компания смотрит в другую сторону. Мы вообще считаем, что логисты — это самые адаптивные люди из всех типов бизнеса. Наша задача связывать в идеальном формате b2c — производителя и конечного получателя — покупателя. Поэтому сейчас мы, наоборот, настроены на конкурентные преимущества — на сокращение сроков доставки.

Ещё в пандемию мы приняли четкое решение по диверсификации бизнеса. Сейчас у нас есть сервис Forward, который позволяет выкупать и доставлять товары из иностранных магазинов на наши склады в 13 странах, а уже оттуда привозить их в Россию до конечных потребителей. То есть, пока российские маркетплэйсы не могут ввозить товары иностранных брендов, мы можем.

Вместе с тем, что на рынке e-commerce повышается роль транспортных компаний, повышается роль IT. Из-за того, что ввозить грузы в Россию из многих стран сейчас нельзя и правила постоянно меняются, оперативную разработку маршрута приходится делать в режиме онлайн. Надо понимать — логистика сейчас, особенно в сегменте b2c, не про курьеров, про машины, про склады, а про IT. Например, для сервиса Forward нам надо иметь возможность максимально оперативно «заливать» в программные решения тарифы, чтобы иностранные магазины-отправители имели возможность оперативно отправлять груз.

Думаю, что e-commerce не уступит офлайн-магазинам. Пандемия научила покупать онлайн самую консервативную категорию — людей в возрасте 55+. И они получили положительный клиентский опыт. Наверное, средний чек заказа будет падать, но важно сохранить количество отправлений на фоне снижающегося спроса. Задача логистов, курьерских компаний, на мой взгляд, — поддержать эту структуру спроса и сохранить объём и скорость поставок, который был последние три года. У нас в стране он был один из самых высоких в мире — с учётом нашей географии средняя доставка по стране занимает четыре дня. У нас достигнуты серьёзные результаты в складских технологиях, наши IT-решения опережают Европу и большинство азиатских стран, и сравнимы с Америкой, но у них там немного другая система монетизации и отношение к курьерскому бизнесу. Всю эту систему доставки в России важно сохранить. Поэтому кризис — вспоминая пресловутый известный китайский иероглиф — действительно, время возможностей, и очень важно не пытаться его переждать, а быстро меняться».


Мнения спикеров могут не совпадать с позицией редакции

Подготовила: Виктория Саитова

Повтор публикации от 28.04.2022

Видеокадры с места пожара у аэропорта Минвод

Зеленский подписал закон об увеличении штрафов за нарушения воинского учета

Путин на вопрос о мирных переговорах ответил словами «нас не приглашают»

Пол Маккартни первым среди британских музыкантлв вошел в список миллиардеров

Терминалы Starlink, которые применяют ВСУ, вышли из строя

Минобороны опубликовало видеокадры с уничтожением безэкипажных катеров ВСУ

Как в России и других странах потребляют и производят вино. Инфографика

Чемезов оценил сравнение сегодняшней ситуации с серединой 1980-х. Видео

Боррель пообещал, что ЕС не признает независимость Тайваня

Президент Сербии Вучич процитировал маршала Жукова

Во что инвестирует герой «Игры на понижение»? Сделки Майкла Бьюрри

Российский автомобиль «Атом» вывели на открытые тесты. Фото

В Москве не будут строить слишком маленькое жилье. Что это значит

Какая обувь опасна для здоровья. Карточки

Недвижимость

Для сдачи в аренду

получать пассивный доход

Для продажи

сохранить сбережения

На будущее

сформировать наследство

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 18 мая
EUR ЦБ: 98,78 (-0,12)
Инвестиции, 17 мая, 16:35
Курс доллара на 18 мая
USD ЦБ: 90,99 (+0,06)
Инвестиции, 17 мая, 16:35
Почта Франции выпустила марки с ароматом багета Общество, 18:55
Суд арестовал €94 млн немецкого Commerzbank по иску «Русхимальянса» Бизнес, 18:48
Кудрин назвал важным этапом первый этап сделки по бизнесу «Яндекса» Бизнес, 18:32
«Байер» завершил сезон в чемпионате Германии без поражений Спорт, 18:27
Дубль Сулейманова принес «Локомотиву» победу над «Факелом» Спорт, 18:26
Разведка Китая заявила о раскрытии случаев шпионажа в космическом секторе Политика, 18:17
Белорусские пограничники нашли на границе с Польшей граждан Сомали Политика, 18:16
Онлайн-курс Digital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Ферстаппен повторил 35-летний рекорд Сенны в «Формуле-1» Спорт, 18:11
Kan узнала о приостановке переговоров между Израилем и ХАМАС Политика, 17:52
Суд в Москве арестовал подростка, обвиняемого в убийстве домработницы Общество, 17:43
Гоночный автомобиль влетел в зрителей на соревнованиях в Ленобласти Спорт, 17:33
Президент Грузии наложила вето на закон об иноагентах Политика, 17:32
Экс-главком НАТО в Европе назвал большую угрозу США, чем Россия Политика, 17:31
На Украине запустили сервис электронной очереди в военкомат Политика, 17:25