Дневник кризиса: «готовим ключ к подавлению эпидемии»
Петербургские предприниматели продолжают вести хроники своих рабочих дней в период кризиса. По просьбе РБК Петербург они рассказывают о сложных вызовах, на которые приходится искать ответы, и о возможностях для развития. В сегодняшнем дневнике — разработка вакцин и лекарств от коронавируса и «другой стиль жизни».
Дмитрий Морозов, генеральный директор биотехнологической компании BIOCAD:
«До распространения коронавируса и введения карантина в стране BIOCAD фокусировалась на разработках аутоиммунных и онкологических препаратов. Нам пришлось немного переосмыслить свою стратегию. Это не значит, что мы отказались от предыдущих проектов, это означает, что появились новые, либо были расширены показания действующих.
Одними из первых мы перевели сотрудников на удаленный формат работы. Самоизоляция более тысячи человек на раннем этапе распространения коронавируса, думаю, существенно снизила эпидемиологическую нагрузку на нашу медицину. Я лично стал одним из первых, кто остался дома. Правда, импульсом к такому решению стала встреча с итальянскими партнерами накануне. Я решил никого больше не подвергать риску. На даче вполне можно работать, и даже не менее продуктивно, чем в офисе. Но одновременно это позволяет уединиться, подумать и поразмышлять. Это другой стиль жизни, и он совсем неплох.
Нам очень сильно помогает то, что у компании есть финансовая безопасность и репутация добросовестного делового партнера, что снижает давление многих рисков, укрепляет наши позиции и расширяет горизонт планирования. В том числе и в отношении новых проектов. Безусловно, помогло и то, что фармацевтическая и биотехнологическая промышленность не попали под ограничения, наши заводы продолжили производить и поставлять лекарства во все регионы страны. Более того, один наш препарат получил разрешение от Минздрава на применение от меланомы, а второй — ингибитор левилимаб — в скором времени пройдет клинические испытания на терапию одного из самых тяжелых последствий от коронавируса — цитокинового шторма (иммунного воспаления).
Наконец, BIOCAD активно участвует в разработках вакцины. В компании есть три разработки, две из которых мы ведём сами, одну — в кооперации с Институтом экстремальной медицины в Петербурге. И еще одну разработку ведем с нашими новосибирскими коллегами, поэтому, я думаю, что первое испытание на людях должно начаться в середине лета (30 апреля BIOCAD подписала соглашение с научным центром вирусологии и биотехнологии «Вектор» о совместной работе над вакциной — ред.). И это очень важно, потому что вакцина — ключ к подавлению эпидемии. Хотя во время прошлых эпидемий вакцины сделать не успевали, но были созданы большие заделы. Например, геном вируса, который сейчас циркулирует, очень похож на вирус атипичной пневмонии — и сейчас используются прошлые наработки. Фактически мы, как и большинство коллег, стартуем не с нуля, а с существующих вакцинных платформ. Наша разработка была ориентирована на онкологическую проблематику, мы хотели создать онкологические вакцины, которые бы подстегнули иммунитет человека для борьбы с онкологическими заболеваниями. Так как ситуация развернулась, мы переключились и клонировали элементы текущего вируса.
Этот кризис уникальный. На нашей памяти не было еще такого самоограничения потребления и производства в мире. Ситуацию часто сравнивают с военной и, безусловно, определенная доля истины в этом есть. В то же время я вижу экономический потенциал и перспективы для нашей страны. Во-первых, как мне кажется, этот кризис повысил стандарты коммунальных служб. Посмотрите, как сегодня моют Петербург! Эта практика может сохраниться и в дальнейшем. Во-вторых, стало очевидно всем, что от уровня медицины, подготовки врачей и системы ранней диагностики и профилактики болезней граждан зависит не только здоровье нации, но и экономика, и политическая стабильность страны. И мы в будущем можем увидеть позитивные изменения в подходе к этому вопросу. Так что я смотрю в будущее позитивно».