Университеты Петербурга боятся раскрыть свои места в новом рейтинге вузов

Российские вузы, особенно Санкт-Петербургский госуниверситет и Московский университет, регулярно жалуются на международные рейтинги вузов, объясняя свои незавидные места в них необъективностью западных методик. Однако теперь сослаться на необъективное отношение к отечественным университетам будет затруднительно — российские специалисты Национального фонда подготовки кадров и Высшей школы экономики подготовили свой собственный рейтинг вузов.
Попытки создать отечественный рейтинг предпринимаются уже несколько лет подряд. Эксперты связывают такую настойчивость с тем, ранжирование и списки, по сути, единственные способы для чиновников оценить вуз, а значит, определить денежные субсидии на его развитие. К примеру, в ближайшие годы 10-15 ведущим вузам страны Минобрнауки готовится отдать 55 млрд руб. "на раскрутку". Поэтому борьба за места в различных рейтингах и списках становится "делом чести" для большинства образовательных учреждений.
Что касается мест в новом российском рейтинге, университеты и институты пока не дали своего согласия на разглашение результатов пробного исследования, однако общие выводы уже можно сделать.
Российский "компас вузов" создавался параллельно с европейской методикой многомерного ранжирования университетов мира – U-multirank, сообщает Opec.ru.
Рейтинг опирается на пять критериев, подготовленных международной экспертной группой IREG. Это научно-исследовательская работа, обучение и преподавание, международная деятельность, трансфер знаний и взаимодействие с регионом.
В российском проекте участвовало 103 вуза. Названия вузов-лидеров ранжирования (их восемь), а также двух других выделенных групп – "конкурентов" (их 31) и "догоняющих" (их больше всего – 64) – пока не разглашаются.
В лидерах оказались 8 научно-исследовательских университетов. На втором месте, в категории "конкуренты", – также НИУ (их 18), федеральные университеты (4), а также вузы (6), реализующие программы стратегического развития (ПСР), еще 3 вуза представляют категорию "другие". При этом интересно, что в целом ни один из восьми лидеров не стал абсолютным "чемпионом" по каждому из пяти направлений оценки.
По итогам апробации "диагностики" вузов сформулированы общие ожидания в отношении ведущих университетов. Основная часть из них фокусируется на научных исследованиях и разработках. Университеты должны активно привлекать средства на осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ из разных источников и вкладывать собственные ресурсы в развитие университетской науки, отмечают авторы доклада. От передовых вузов также ждут взаимодействия с промышленностью.